"Ступинская панорама"
Настоящий мужчина должен вышивать крестиком?
22.07.2015
Общество, Наука и технология
Россия, Московская область
Глядя на современную школу, я всё чаще с ностальгией вспоминаю нашу, советскую – без инновационных технологий и современного оборудования, без ЕГЭ и ГИО. В наших классах не было мультимедийных проекторов и интерактивных досок. Обычная деревянная указка да диапроектор – вот, пожалуй, и всё.

Шагнув в эру инноваций и компьютеров, мы растеряли в прошлом не только бесхитростное оборудование, но, похоже, и то, что спустя десятки и даже сотни лет не потеряет своей актуальности. Каждая женщина всегда должна будет уметь пришить пуговицу или подшить отпоровшийся подол платья, а настоящему мужчине никогда не повредит умение пользоваться молотком и любым другим инструментом. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдёт об уроках труда, ныне это предмет «Технология». Но об этом несколько позже. Сейчас давайте вспомним, как проходили уроки труда в простой советской школе.

Мальчики в специально оборудованной слесарной мастерской мастерили разные нужные вещи. Например, к празднику 8 Марта они выточили из дерева скалки и подарили их мамам. Благодаря таким вот урокам школа надёжно была обеспечена черенками для лопат, граблями, тяпками – инвентарём, которым мы пользовались на пришкольном участке. Помню, однажды мальчишки удивили нас необычными разделочными досками, на которых были выжжены различные рисунки. Они раскрасили лицевую часть изделия, покрыли её специальным лаком и подарили нам, девчонкам. В благодарность мы накормили ребят самостоятельно испечённым тортом.

Кулинарии у нас было посвящено целое полугодие. Что только мы не готовили! Пекли торты и блины, делали винегреты и салаты, заготовки на зиму: закатывали в банки компоты, закрывали огурчики и помидорчики, варили лечо, баклажанную и кабачковую икру. Кстати, многие из нас научили этому и своих мам. Всё, от записи рецепта, разбора технологии приготовления и до самого процесса готовки, проходило в школе – были в кабинете труда все условия, включая необходимое оборудование.

Были и швейные машины. Кройку и шитьё мы изучали всё второе полугодие: снимали мерки, выкраивали, вырезали и шили фартуки, ночные сорочки, юбки и брюки. А самое главное – потом с удовольствием всё это носили.

Урок труда во многих современных школах (не берусь судить обо всех), на мой взгляд, существует чисто формально, для галочки, так как совершенно непонятна его конечная цель – чему должен научиться в итоге человек. Вот типичный пример урока. Учитель диктует рецепт салата, ученики записывают. Зачем – непонятно, есть интернет с массой тематических сайтов. На этом теоретическая и «очная» часть урока заканчивается. Всё остальное нужно сделать дома. Домашнее задание заключается в том, чтобы самостоятельно приготовить салат.

Дальше интересней… Блюдо надо сфотографировать, фотографию принести в школу и получить оценку. Спрашивается – за что? Что в данном случае оценивает учитель? Реально приготовленный школьником салат или умение отыскать в интернете и распечатать нужное фото... А заодно оценить благосостояние семьи. Ведь не секрет, что не у каждого сегодня есть возможность сфотографировать и распечатать цветное фото. Мне известен пример, когда мальчик, регулярно и с удовольствием выполняющий домашнее задание, каждый раз получает двойку только потому, что у него нечем сфотографировать этот салат и тем более не на чем распечатать фото. Зато другие получали отличные оценки только за свою предприимчивость.

Дальше, как говорится, больше. Если мужчина и кухня – понятия совместимые, то мужчина и вышивание крестиком, на мой взгляд, не очень. Хотя есть мужчины, которые и вяжут, и вышивают – у каждого своё хобби. Хобби, да и только. Именно поэтому вышивание крестиком, которое сейчас практикуется у мальчиков современных школ, вызывает удивление. Разве функция школы не научить подрастающее поколение навыкам, которые пригодятся в жизни. А для мальчиков это уж точно не вышивание на пяльцах.

Вот и вспомнишь ненароком советские времена, нашу обычную школу, с её кабинетами труда и слесарными мастерскими, с учителями-мужчинами, научившими когда-то нынешних отцов и дедушек держать в руках инструменты, строгать и пилить. Сегодня они с недоумением посматривают на своих сыновей и внуков, которые вечером, сидя перед телевизором с пяльцами и иголкой, вышивают бабочек.

Нина РЕДКИНА.
Ступинское информагентство