"Вечерний Волгодонск"
Перо для кнопочного поколения
02.04.2015
Общество, Культура
Россия, Ростовская область
Через  каллиграфию и чистописание – к отечественной культуре
На Востоке утверждают: что у человека на душе, то и  в его каллиграфических опусах. Не зря же китайцы и японцы, исследовав влияние занятий каллиграфией на мозг, ввели такой предмет в школьную программу. 

Вот что говорит по этому поводу  Пётр Чобитько, основатель российского Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге: «На востоке поняли: сначала надо научить ребенка писать, а потом сажать за компьютер,  иначе не развивается эмоциональная сфера,  нет представления о пространстве. В закрытых элитных школах Запада, где учатся будущие политики и бизнесмены, обязательно преподают каллиграфию. В нашей стране после присоединения к Болонской системе,  каллиграфию изъяли даже из программы художественных вузов...»
Красота человека в красоте его письма 

Да, сейчас, в век цифровых технологий,  многие россияне раньше,  чем письмо, осваивают кнопки компьютеров, планшетов, айфонов. И  зачем тогда «кнопочному поколению» каллиграфия? Выходит одна из известных поговорок, гласящих,  что красота человека – в красоте его письма,  не актуальна?  Но сегодняшняя действительность ставит такую точку зрения под сомнение. Взять хотя бы удивительную историю, поведанную Петром Чобитько. В Петергофе, например,  полтора десятка лет работала экспериментальная школа для детей с умственными отклонениями. Каждый урок там начинался с 15-минутной каллиграфической разминки  - писали только тонким пером. К шестому-седьмому классу у школьников вырабатывался почерк не хуже, чем у Пушкина. Но главное, выпускники умудрялись поступать в лучшие вузы двух столиц — СПГУ, МФТИ, МГТУ имени Баумана. Но, увы, школу закрыли - уж слишком выбивалась она  из общепринятых рамок. Благо, в российских школах ещё практикуются прописи, хотя некоторые специалисты утверждают: а так ли   нужны они и без того загруженным первоклассникам?  Но другие учёные доказывают:   при письме, особенно в детском возрасте, когда ребенок только овладевает им, в работу вовлечены практически все отделы мозга.  

-Терапевтическая сторона каллиграфии известна давно, - говорит Чобитько. - Не зря же ещё древние учёные  утверждали: «Ты шлифуешь линию, а линия шлифует тебя». Китайцы считали, что сначала в человеке надо создать «фундамент» с помощью каллиграфии, а потом уже учить остальным наукам, ремеслам и искусствам. Без «фундамента» знания бессмысленны. Японцы  убеждены: «застывшая поэзия» формирует кондзё  -  «корень характера». Каллиграфией должен был владеть каждый самурай, ее даже считают пятым видом боевого искусства, поскольку  она укрепляет дух.

Живое слово

Последователи российского учёного Петра Чобитько теперь есть и в Волгодонске.
- Я рад, что ещё в одном из городов России обратили внимание на такие фундаментальные предметы, как каллиграфия и чистописание. Это поможет приобщить  юное поколение к нашей отечественной культуре, к нравственным ценностям, укрепить дух нации,   -  с такими словами Пётр Чобитько обратился к участникам круглого стола, собравшего  недавно инициаторов и участников проекта «Слово» - представителей городской общественной организации «Родительский комитет», Волгодонской епархии, администрации города, педагогов, психологов, журналистов.

- У нас есть все возможности стать первой российской площадкой по возрождению духовных и культурных ценностей под патронажем руководителя российского института демографии и регионального развития Юрия Крупнова, - говорит секретарь «Родительского комитета» Кристина Пономарёва. – Наш проект «Слово» получил благословение епископа Волгодонского и Сальского Корнилия.

За круглым столом обсуждали вопросы развития каллиграфии в нашем городе. С чего всё началось? Два года тому назад педагог Анна Ильичева взялась вести эту дисциплину в детском клубе «Капитошка», который посещают дети, чьи мамы и папы состоят в  общественной организации «Родительский комитет».

- Мы занимаемся 4 часа в неделю, - рассказывает Анна Олеговна Ильичева. – Искусство овладеть пером увлекает детей сразу. Они  буквально на глазах  становятся серьёзнее, вдумчивее, аккуратнее. Можно с уверенностью сказать, что характер ребёнка, занимающегося каллиграфией, меняется в лучшую сторону. То есть буква исправляет ученика. Для нас это даже важнее, чем красивый почерк. Хотя и почерк ребят тоже заметно улучшается. Есть в нашей группе мальчик-левша. И даже он теперь пишет очень красиво. Каллиграфия – мощное противоядие  от компьютерной зависимости. У моих учеников заметно возрос интерес к слову, творчеству, науке.  Они охотно   выражают свои мысли не автоматическим нажатием кнопок, а настоящим чернильным пером.

О позитивных переменах  маленьких писателей говорят и их  родители.
- Уважительное отношение к дому, к родному Отечеству начинается с уважения к букве, - считает епископ Волгодонский и Сальский Корнилий. – В каждой букве – информация, связанная с культурой, духовностью российской. Это затрагивает струны души.  Вне сомнений, что такой проект будет способствовать распространению православной культуры. В тяжёлые времена на Руси в первую очередь спасали рукописи. В мае мы будем отмечать большой праздник Дни славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и объединили славян единой письменностью и единой верой Святой Православной. Они принесли  нам письменность, положили начало русской и всей славянской культуре.   

По мнению заместителя  главы администрации города Натальи Полищук,  именно  каллиграфия и чистописание формируют прилежность, усидчивость, самодисциплину, самоконтроль и, конечно, грамотность. Учителя нескольких волгодонских школ уже готовы рассмотреть вопрос о введении уроков чистописания, каллиграфии. В большинстве своём они уверены: от этого только польза.  Некоторые педагоги считают: после того, как много лет тому назад из школ убрали чернильные перья и чистописание, на больше потребовалось психологов и логопедов.


Вперёд… в прошлое  
 

-Мы проводим внеурочные занятия по каллиграфии для учащихся двух классов, - рассказывает директор школы №8 Елена Александровна Климовская. – Это первоклассники и второклассники от семи до девяти лет. Занятия ведут наши педагоги, владеющие навыками каллиграфии и чистописания. Добро на это дали родители. А для ребят такие занятия – просто восторг. В глазах столько радости, любопытства. Надо видеть, с каким удовольствием они осваивают необычный инструмент – чернильное перо. А как стараются! Если шариковая ручка чуть ли не сама скользит по бумаге, то перо нужно контролировать. При этом  мозговая активность при написании пером увеличивается в разы. Плюс к тому, активизируется  мелкая моторика. Мы даже провели в нашей школе мастер-класс по каллиграфии.

В планах педагогического коллектива школы №8 – ввести в следующем учебном году в рамках внеурочной деятельности занятия по каллиграфии для учащихся первых – пятых классов. Как говорят Елена Климовская, всё новое – это забытое старое. 
Ирина Макашова.