"Молодой коммунар"
БезVisaвый режим
28.03.2014
Экономика, Общество, Местная жизнь
Россия, Воронежская область
Воронежец Дмитрий Агарков судится с банком, поставившим договор с Visa и MasterCard выше законов России

Житель Воронежа Дмитрий Агарков, прославившийся летом прошлого года конфликтом с банком «Тиньков Кредитные системы», подал иск к другому российскому банку «ЮниКредит Банк». Очередное заседание по этому делу прошло в Центральном райсуде Воронежа. Истец предполагает, что банк нарушил российские законы из-за договора с международными платежными системами. По мнению Дмитрия Агаркова, условия Visa и MasterCard вступают в противоречия с Гражданским кодексом и инструкциями Центробанка.

Трудности перевода

Причиной иска стал конфликт Агаркова с «ЮниКредит Банком», представители которого по ошибке положили деньги клиента на закрытый счет, а потом не смогли их выдать. Частный случай воронежца вскрыл серьезную проблему всей банковской системы, когда банкиры вынуждены из-за юридических договоров с зарубежными компаниями игнорировать российские законы. Дмитрий Агарков готов доказать незаконность действий Visa и MasterCard и банков, восстановив свои права и права других клиентов.
Второго декабря воронежец написал в банке заявление на прекращение договора по дебетовой карте MasterCard, за обслуживание которой не хотел платить в 2014 году. У Дмитрия Агаркова осталось еще три счета в «ЮниКредит Банке». Как следует из иска, спустя 11 дней он положил на один из них крупную сумму денег, отложенную на новогодний отдых. Однако через несколько дней деньги исчезли. Точнее, Агарков не смог найти их через сервис онлайн-банка: ни на одном из его активных счетов средств не было. Удивленный вкладчик отправился в офис банка. Только там выяснилось, что операционист случайно отправила деньги на «закрытый» счет карточки MasterCard. Хотя по Гражданскому кодексу и инструкциям Центробанка РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. И уже 3 декабря закрытого счета просто не должно было существовать.
— 18 декабря я попросил банковских служащих перевести деньги на действующий счет. Однако мне отказали, ссылаясь на какие-то формальные причины и пообещав разобраться и перечислить их после Нового года. Но деньги нужны были перед праздниками, ведь я собирался потратить их на отдых, — рассказывает Дмитрий Агарков. — 25 декабря я направил в банк уже письменную претензию, в которой потребовал перевести мои деньги на действующий счет. Но и после этого банкиры не вернули денег. Хотя они вообще не могли оказаться на закрытом счете! Никак!
«ЮниКредит» так и не вернул деньги клиенту до новогодних праздников. Возмущенный Дмитрий Агарков не увидел другого выхода напомнить банку о своих правах, кроме обращения в суд.
Там представители кредитной организации сослались на условия выпуска и использование международных банковских карт, по которым банк должен закрывать счет лишь через 35 дней после подачи заявления. При рассмотрении спора банк предложил руководствоваться практикой и обычаями делового оборота. А им — как утверждают в «ЮниКредит Банке» — следуют все российские банки, у некоторых из них срок закрытия счета достигает 60 дней. На минувшем заседании юрист банка ходатайствовал о привлечении к процессу российских представителей MasterCard в качестве третьих лиц. Суд отказал. Спор между Агарковым и банком идет об их договоре, и клиента не должны касаться юридические отношения банкиров с международными кредитными организациями.

Судный день

Дмитрий Агарков и его представитель до решения суда не готовы озвучивать детали иска и ход гражданского процесса. Однако в первую очередь клиент требует признать недействительным пункт условий выпуска и использования международных банковских карт как противоречащий положениям действующего российского законодательства. Если иск будет удовлетворен в полном объеме, это решение может иметь весьма интересные последствия.
— Данное решение суда будет принципиальным, так как судье предстоит не только разрешить частный случай Дмитрия Агаркова, но и определить, по каким нормам действовать банку. В любой цивилизованной стране подобный инцидент вряд ли дошел бы до суда. Скорее всего, представители банка извинились бы за недоразумение и тут же перечислили деньги клиента на действующий счет, не заставляя его нервничать и обивать пороги. Тогда бы детали юридических отношений банка с международными кредитными системами остались бы его внутренним делом и не создали бы проблем вкладчику. В банке ссылаются на «обычаи делового оборота», почему-то забывая о профессиональной этике по отношению к клиенту. Деятельность банков на территории страны, прежде всего, регулируется российскими законами и инструкциями Центробанка РФ. Именно они вступают в противоречия с пунктами договора между юридическими лицами — банком и его партнерами за рубежом, — пояснил Михаил Суров, представитель Дмитрия Агаркова из адвокатской конторы «Рывкин и партнеры».
По словам Агаркова, в суде юристы банка назвали его «слишком грамотным» и констатировали, что он «внимательно прочитал договор». Помимо иска воронежец написал жалобу в Роспотребнадзор, где указал 12 пунктов в договоре банка, которые могут не соответствовать законодательству.
В наших банках привыкли к другим клиентам. Тем, которые не читают договоров, готовы терпеть оплошности банковских сотрудников, просить, обивать пороги. Сам Дмитрий Агарков уверен, что должен защитить свои права и права других клиентов. Тем более что все российские банки соблюдают условия международных платежных систем, ставя их выше законов государства.
— Я не знаю, почему я оказываюсь в подобных ситуациях с банками. Наверное, потому что у нас банкиры постоянно пользуются экономической безграмотностью клиентов. Они считают, что они всегда правы. Даже в такой ситуации, когда они ссылаются на американские законы, заставляя меня, гражданина России, жить по ним. При этом особенно возмутительно, что сами Visa и MasterCard, игнорируя российские законы, вводят у нас санкции. Узнав об этом, я решил озвучить свою ситуацию. Мне не нужна популярность, но тут промолчать я просто не могу, — заявил Дмитрий Агарков.

Наша справка
Воронежец Дмитрий Агарков прославился летом прошлого года, когда потребовал через суд от банка «Тинькофф Кредитные Системы» 24 млн рублей компенсации за нарушение условий кредитного договора. Мужчина в 2008 году изменил стандартный договор в части с мелким шрифтом. Он предложил банку свои условия кредитования — без процентов и штрафов, а также прописал, что за каждое одностороннее изменение в соглашение ТКС должен выплатить заемщику по 3 млн рублей и 6 миллионов, если решит разорвать контракт. Юристы «Тинькофф Кредитные Системы» прозевали эти пункты и подписали документ, выслав воронежцу кредитку. В 2010 году банк разорвал с Агарковым договор. Но в 2012 году мировой суд признал соглашение законным, после чего воронежец и выставил банку штраф за нарушение условий в размере 24 млн рублей.
«ТКС» помирился с Агарковым, выпустив для него дебетовую карту Tinkoff Black, по которой банк начисляет 10 процентов годовых на остаток по карте и платит cash back до 30 процентов по отдельным видам покупок. О сумме компенсации за нарушения условий кредитного договора не сообщалось.

Оксана Грибкова, фото автора
Другие материалы автора
2014-03-28 11:54 1 9
Профессор Аркадий Минаков рассказал, почему в современной России возрастает спрос на консерватизм и по какому историческому пути пойдет Украина?
2014-03-28 11:51 1 7
Если все новые «водные» законы заработают в полную силу, это будет означать фактический запрет традиционной любительской рыбалки
2014-03-28 11:46 0 9
Воронежская пенсионерка учит парализованных собак заново ходить и даже бегать
Другие материалы автора
28.03.14 "Молодой коммунар"
1 7
28.03.14 "Молодой коммунар"
0 9
Новое на портале
30.05.19 Браткова Татьяна
0 2 4
29.05.19 Браткова Татьяна
0 2 6