"Молодой коммунар"
Сшей себе, матушка, красный сарафан!
28.03.2014
Общество, Культура, Стиль, Местная жизнь
Россия, Воронежская область
Иметь в своем гардеробе национальную одежду сегодня стремятся не только исполнители фольклора, но и рядовые воронежцы

Традиционный костюм Воронежской губернии отличается красочностью и в то же время строгостью. Этнографы отмечают глубокий смысл, заложенный в цветовую гамму костюма. Разнообразие праздничной народной одежды жителей губернии отразилось в коллекциях костюмов Воронежского русского народного хора. Сегодня в арсенале коллектива — семь комплектов сценических костюмов. Все они созданы по мотивам подлинной народной одежды.



Песня цвета

Сценическими нарядами ансамбля в 40-е годы прошлого века были праздничные костюмы крестьян Нижнедевицкого, Бутурлиновского и Таловского районов. Впоследствии костюмы в «народном стиле» для артистов шили в столичных мастерских.
Самый знаменитый костюм, в котором и сегодня блистают воронежские артисты, в конце 60-х годов создала ленинградский художник по костюмам Полина Короткова. Она несколько месяцев изучала историю и особенности одежды жителей деревень и сел нашего региона, знакомилась с коллекцией народного костюма областного краеведческого музея.
Источником вдохновения для питерской художницы стал праздничный народный костюм Острогожского и Коротоякского уездов Воронежской губернии. Основой женского комплекта одежды была понева — юбка воронежской крестьянки. Размер квадратов-клеток на поневе зависел от того, в каком селе ее сшили. Отделка поневы и легла в основу концертного женского платья — сарафана с застежкой посередине и белоснежной рубашки с богато украшенными рукавами. Комплект был выполнен в характерной для воронежской народной одежды цветовой гамме. Малиновый символизировал свет восходящего солнца, а черный — цвет кормильца-чернозема. Солнечные цвета — красный и золотой — украсили застежку сарафана и вышивку на рукавах рубахи. Дополнили наряд разноцветный бисерный монист и переливающееся жемчугами женское головное украшение — сорока. Кстати, кички и сороки носили замужние женщины — молодухи лишь до рождения первого ребенка, а потом — только по праздникам.



Мужской костюм состоял из вышитой рубахи, подпоясанной узким витым поясом, сплетенным из шнуров золотисто-желтого цвета, с кистями.
— Народный костюм может рассказать порой больше, чем картина художника. Если уметь его «читать», то можно узнать о чаяниях народа, его характере, получить исторические сведения. Поэтому руководители хора на протяжении всей его истории трепетно относятся к созданию концертного костюма, который играет большую роль в раскрытии сценических образов, — говорит один из авторов книги «История Воронежского хора в песне и костюме» Ольга Пепельникова, в прошлом работавшая администратором в Воронежском народном хоре.

Мастерская праздника

В народных костюмах сегодня выступают не только творческие коллективы. Их с удовольствием надевают и рядовые воронежцы. Многие надевают народную одежду на Масленицу, Старый Новый год, празник Ивана Купала.



— Нынешний интерес к национальному костюму связан как с расцветом народного творчества, так и желанием людей иметь в своем гардеробе наряд, припасенный для особых торжеств. В старину хозяйка во время семейного торжества несколько раз переодевалась, чтобы проявить уважение к гостям и продемонстрировать достоинство своего дома. Эта традиция, похоже, возвращается, — говорит Татьяна Перминова, директор предприятия, специализирующегося на шитье сценических и национальных костюмов.
Работа над созданием национального костюма — кропотливая и ответственная, поэтому ее доверяют только признанным мастерам. Все они владеют разными видами рукоделия и декоративно-прикладного искусства — вышивкой, вязанием, техникой аппликации, бисероплетением. Для художественных коллективов шьют костюмы по созданным эскизам, а для индивидуальных заказчиков разрабатывают сами. Одежда здесь — сплошной эксклюзив.
Руководитель предприятия Татьяна Перминова портновскому делу училась еще у своих бабушек, работавших в дореволюционной России модистками. Мастерству шитья ее учили и в Московском технологическом институте — том самом, который окончил другой поклонник русского народного костюма — Вячеслав Зайцев. С ним встретиться нашей мастерице не довелось. А вот известному кутюрье Александру Васильеву она по его просьбе многое рассказывала об истории и особенностях костюма жителей Воронежской губернии.
— Александр Васильев не раз приезжал в Воронеж и даже был на выставках, которые мы устраивали. Он высоко оценил красоту народного костюма Воронежской области, назвав его «трудоемким и ярким», — говорит Татьяна Перминова.



Исследованием народного костюма на предприятии начали заниматься 22 года назад, когда здесь под руководством почетного гражданина Воронежа, заслуженного работника культуры РФ Петра Пономарева был открыт клуб для специалистов и любителей краевой тематики. Мастера трудились над созданием коллекций костюмов для Воронежского русского народного хора, «Воронежских девчат», других известных коллективов. Наши мастерицы шили концертные костюмы и для государственного академического ансамб­ля народного танца под руководством Игоря Моисеева. В костюмах от воронежских мастеров поют и танцуют художественные коллективы русского народного творчества из Франции, Литвы, Германии, Турции и других стран.




Светлана Шамакина, Роман Демьяненко (фото)