Браткова Татьяна
Мертвые сраму не имут. А живые?
21.05.2019
Общество, Культура, Местная жизнь, Прочее
Россия, Карачаево-Черкесская Республика
"Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности", -  писал Александр Сергеевич Пушкин.
Вековые традиции  многонационального  российского народа учат нас  благоговейно и почтительно относиться  к  местам захоронений предков. В центре Москвы  у Кремлевской стены  находится известный всему миру Пантеон. Для нашего народа  священна память  о героях, не забудутся имена мужественных защитников Отечества, созидателей,  чей подвиг служит делу преобразования мира. В Кремле  работают руководящие органы  Российской Федерации, собираются на торжественные совещания народные представители, проводятся международные научные форумы и т.д. Над Кремлем  развевается государственный флаг Российской  Федерации. Жизнь продолжается.                                                                                Почитание  отдавших жизнь за Отечество  было и остается важной духовно – нравственной   традицией российского  народа, в ней источник преемственности  поколений. Нарушение  традиций приводит к деградации общества, к кризисам. Андрей Печенкин  это хорошо понимает и считает  священным долгом каждого уважающего  себя человека почитание заветов и традиций предков.  Именно поэтому  долгое время он занимается  историей  Баталпашинского некрополя.  Не все  правильно понимают  Андрея Печенкина, называя его: «краеведом – любителем», «упорным краеведом». Андрей, прежде всего,  человек, воспитанный на духовно – нравственных традициях русского народа,  считающий,  что нельзя танцевать на  гробах предков.  Андрей - отчизнолюб, для которого дорога история Родины, его родного края, поэтому он не может  равнодушно смотреть на кощунство и святотатство. К глубокому сожалению, не каждый профессиональный историк обладает знанием  духовно – нравственных законов своего народа и  даром любви к Отечеству. Любовь, как известно, дар Божий, и даруется человеку с чистым и неравнодушным сердцем.                                                О   Баталпашинском   некрополе Андрей впервые узнал от  бабушки, когда она рассказывала об истории Свято – Никольского храма,  разрушенном  в 30 – е годы. Краевед Твердохлебов писал:  «Сначала власти отобрали у настоятеля Никольского собора ключи и заявили, что служб больше не будет. Тех священников, кто открыто протестовал, посадили на одну ночь в изолятор. Лихие комсомольцы, сняв кресты и иконы, превратили святой храм в танцевальный клуб имени Клары Цеткин. На одной из стен собора нацарапали: «Бога нет, стыда нет, спеши жить».  Иконостас, облитый керосином, горел несколько дней и ночей. Собор превратили в станичный амбар...
В 1934 году по приказу ЦК ВКП (б) Никольский собор уничтожили(1).
Множество православных пришло ранним июньским утром в последний раз посмотреть на святыню. В лучах зари белокаменный храм казался багряным, будто истерзанный на голгофе мученик.
Стены сверлили, забивая отверстия взрывчаткой, словно вонзали гвозди на распятии. Кресты не сдёрнули сразу, а аккуратно сняли, надеясь, что они – из золота. Однако, увидев, что это не так, пришли в неистовство и свалили главный колокол на каменную паперть. Жители соседней станицы Усть-Джегутинской говорили об этом колоколе: «Баталпашинский бугай заревел». Исполин выдержал падение. Поэтому пришлось вандалам несколько часов нагревать медь мехами, и только тогда она подалась десятку кувалд.
За этим последовал взрыв, сорвавший колокольню и разрушивший часть стены.
Из описания очевидцев:
– Когда ломали стены и валили купола с крестами, народ плакал, женщины бросались под колёса трактора, милиция стреляла в воздух, страшно скрежетали лебёдки, выл ветер, гремел гром. (2) Потом из камня собора выстроили новый исполком, городскую библиотеку и баню. (3). Все священнослужители Никольского прихода подверглись репрессиям».
   В 1980  году началась реконструкция центрального сквера, расположенного на месте  разрушенного Свято – Никольского собора. В центре сквера  строили фонтан. Андрей  и его  друзья пришли посмотреть на строительство и  стали невольными свидетелями вскрытия склепов. Андрей вспомнил рассказ бабушки о Баталпашинском  некрополе. Работы были приостановлены. К месту  вскрытого захоронения срочно вызвали директора музея М.О. Байчорову. Мария Османовна потребовала обеспечить охрану вскрытым склепам, собственноручно  собрала останки и аккуратно сложила их в склепы. В одном склепе был наперсный крест священника, в другом – эполеты и остатки мундира офицера. М.О. Байчорова предположила, что это могила генерала - майора Николая Григорьевича Петрусевича. Историк Ибрагим Шаманов был свидетелем несанкционированного вскрытия захоронений, он показал место расположения склепов – восточная сторона сквера.
 С тех пор Андрею не давала покоя мысль о том, что сквер предназначен для культурного отдыха, где проводятся культурно – массовые  мероприятия, народные гуляния. Сами того не ведая,  мы танцуем  на гробах предков. О какой культуре может идти речь? Разве память предков не священна? Разве за кощунственное отношение к захоронению не последует возмездие. Мертвые сраму не имут. А живые?  Андрей хорошо помнил стихотворение А.С. Пушкина: «Животный утоляя страх времен двенадцатого года, Европа пляшет на костях ей ненавистного народа... Умолкни лживая молва, - пускай узнают поименно: Россия все ещё жива! Не пали отчие знамена!». А здесь в центре города Черкесска, бывшей станицы Баталпашинской  мы пляшем на отеческих гробах. Андрея  Печенкина воспитывали родители – патриоты, и, выполняя свой патриотический долг, он    обратился к историкам, священникам, но  ответа не получил. Более того, он  встретился с равнодушием  специалистов, которые   замалчивали  факт существования некрополя.  Такое отношение заставило Андрея начать планомерные действия по поиску истории  Баталпашинского некрополя, он работал в архиве,  изучал епархиальное делопроизводство, метрические книги. Он обнаружил информацию о захоронении внутри церковной ограды дьякона  Андрея Филипповича Школьникова, служившего в соборе около 30 лет. Разрешение на почетное захоронение было дано  епископом Ставропольским и Кавказским Германом (Осецким). Следующее свидетельство он обнаружил в  Покровской церкви: на иконе святой Людмилы  надпись о том, что икона подарена в память о безвременно ушедшей  семилетней дочери генерал – майора Ивана Семеновича Кравцова, захороненной  в Баталпашинском некрополе. О захоронении генерала – майора  Н.Г. Петрусевича свидетельствовал 20 – й номер газеты  «Кубанские областные ведомости» за 1881 год, который предоставил А.Печенкину историк  Ибрагим Шаманов. Затем А. Печенкин продолжил поиск в Госархиве Ставропольского края, где   нашел важный документ.  В начале ХХ – ого века великий князь Николай Михайлович, возглавлявший  Императорское русское историческое общество, подготовил материалы для  имеющего большое  историческое значение и государственную важность, уникального, многотомного издания «Русский провинциальный некрополь». Вышел только первый том этого издания. Большую работу в подготовке материалов для этого издания провела Ставропольская духовная консистория, среди материалов которой А. Печенкин обнаружил  документ настоятеля  Баталпашинского Свято – Никольского собора «Список  лиц, погребенных на общем  Баталпашинском кладбище и в церковной ограде». В этом списке имена 26 человек, похороненных в церковной ограде, т.е. на территории  современного парка. Среди них генерал – майор Николай Григорьевич  Петрусевич, генерал – майор Иван Семенович Кравцов, генерал – майор Иван Павлович Фисенко, генерал – майор Константин Васильевич Никитин, атаман Баталпашинского военного отдела полковник  Д.И. Медушевский, офицеры Баталпашинского  казачьего отдела и клирики Свято – Никольского собора и другие православные христиане, посвятившие жизнь Отечеству, достойные благодарной памяти потомков и благоговейного отношения к  могилам.   Этот документ, найденный Андреем Печенкиным, является ценным    свидетельством о Баталпашинском некрополе.                             В настоящее время в  сквере находятся могила героев, павших  за революцию, с которой зимой дети катаются на санках, установлены  монументальный памятник героям  Великой Октябрьской социалистической революции,  памятник 200 - летия победы над Батал – Пашой. В летнее время работает фонтан. Никольский сквер – это место проведения танцевальных вечеров, концертов, выступлений оркестров.  «Но новые песни придумала жизнь», но петь их нельзя на гробах предков.    Вопрос о Баталпашинском некрополе по инициативе А.Печенкина рассматривался на заседании Общественной палаты КЧР, председателем которой является В. М. Молдаванова, на Х Международных  Свято – Игнатьевских чтениях, посвященные 100-летию Юго-Восточного Русского Церковного Собора, приуроченных к дню памяти святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. в Ставрополе,. Материалы Андрея Печенкина о Баталпашинском некрополе опубликованы на сайте http:// kubangenealogy.ucoz.ru.                                                                                                                    1. Твердохлебов С.П.: Черкесск: ориентир в океане фактов и событий. Краеведческий путеводитель в трёх томах. Том 2. – С. 392.
 2.См. по: Твердохлебов С.П.: Черкесск: ориентир в океане фактов и событий. Краеведческий путеводитель в трёх томах. Том 2. – С. 392. 3. См. там же. При подготовке материала использованы документы, обнаруженные в Госархиве А. Печенкиным.
Другие материалы автора
2019-06-08 07:47 0 2
О любви к русскому языку и А.С.Пушкину.
2019-05-30 02:42 0 2
О заслуженном работнике культуры России А.Я. Коховой.
2019-05-29 07:03 0 2
Об отношении человека к природе и любви к цветам.
Другие материалы автора
30.05.19 Браткова Татьяна
0 2 4
29.05.19 Браткова Татьяна
0 2 6
Новое на портале
30.05.19 Браткова Татьяна
0 2 4
29.05.19 Браткова Татьяна
0 2 6