Курская правда
Авангард для пролетариата
20.05.2019
Культура
Россия, Курская область
20 мая исполняется 120 лет со дня рождения великого художника, курянина Александра Дейнеки, которого современники или боготворили или терпеть не могли.
Александр Дейнека сумел остаться модернистом в эпоху социалистического реализма

В автобиографических воспоминаниях Дейнека пишет: «Сколько я себя помню, я всегда рисовал, мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках – бегущие собаки, птицеловы с клетками, лошади в упряжке и просто лошади, летящие вороны. Примитивные, они, эти ранние зарисовки, были предельно искренни. В пять лет я засыпал над рисунками от творческого напряжения».
Дейнека… Слово для курян необыкновенно привычное, ведь у нас есть и улица Дейнеки, и картинная галерея имени Дейнеки, и школа № 27 им. Дейнеки и Железногорский художественный техникум имени Дейнеки… Есть даже астероид «Дейнека» и один из лайнеров «Аэрофлота» тоже назван в честь курского художника. Но вот биографии Дейнеки в серии ЖЗЛ до сих пор нет. Почему? 
С этого нехитрого вопроса и началась наша беседа с Игорем Припачкиным – директором Курской государственной картинной галереи им. Дейнеки, кандидатом исторических наук, и искусствоведом, реставратором Михаилом Денисовым.
Ответ же я получил такой – наши представления о биографии художника довольно сухи, а серия ЖЗЛ предполагает не искусствоведческий анализ, а именно биографию в ее литературном виде. Может быть, когда-то и появится такая книга. Однозначно, что Дейнека ее достоин.
А пока Курская картинная галерея к 120-летию мастера выпустила свою книгу: «Александр Дейнека. Каталог». Это путеводитель по коллекции произведений Дейнеки в собрании нашей галереи. И «Курская правда» стала первым, кто получил в подарок новое издание.
К слову сказать, сам Припачкин специализируется вовсе не на социалистическом реализме, а на христианской иконографии и христианской культуре.
Тем интереснее было поговорить о художнике, который был певцом новой жизни, где не было места Богу, но должно было быть много света, счастья, здоровья, справедливости, труда. С коммунизмом не вышло, но остались удивительные картины, плакаты, мозаики Дейнеки.
Дейнека - фамилия странная. Это татарское слово означает «дубину» и «дейнеками» на Украине называли казаков, вооруженных подручными средствами - дубинами, рогатинами.
И мне очень захотелось назвать наше интервью «Дубина социалистического реализма». Но мои собеседники скептически отнеслись к такой идее.
Игорь Припачкин: Оригинально, конечно, но звучит двусмысленно, ведь мы дубинами часто называем непродвинутых, недалеких людей. А Дейнека интеллектуальный художник, несмотря на его кажущуюся простоту…
Михаил Денисов: Дейнека хитро поступил, он остался в социалистическом реализме, но при этом умудрился в своем искусстве сказать то, что пытались  из реализма вырезать. В начале 20-го века в искусстве наметился поворот к формальным приемам, дизайну, но затем соцреализм от этого отказался. А Дейнека как раз и сумел в русском соцреализме оставить и кубизм, и конструктивизм, и техницизм…
Игорь Припачкин: В Испании в 2011 году проходила выставка «Александр Дейнека: авангард для пролетариата». Этим, думаю все сказано…
- Каким Дейнека был в жизни? Каким его запомнили современники?
Михаил Денисов: Отзывы противоречивы, одни из его учеников Дейнеку очень хвалили и говорили, что он дал им все, другие наоборот… Близкие люди отмечали его сентиментальность.
Игорь Припачкин: Я слышал, что он был эмоциональным, энергичным, хлестким… Дейнека не всегда вращался в том кругу, в котором ему хотелось бы быть, многое ему навязывали. Очень любил спорт и особенно бокс, как, впрочем, и многие  в то время. У него была одна из любимых фраз: «Люблю писать с  удара».
Ученик Дейнеки Николай Ерышев: «Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства, основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни. Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли».
Искусствовед Андрей Чегодаев: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике».
Из автобиографических воспоминаний Дейнеки: «Меня улица заставляла драться, это был ее закон. Приезжая из Харькова, ходил на замерзшую реку и, идя, думал, что это грубо и дико, а приходил, сбрасывал шинель и с азартом лез в гущу кулачного боя. И я бил, и меня тузили, и было замечательно. Я удивлялся всегда одному, что неприятность и несчастье нас не останавливают от азарта жизни, от оптимизма.».
- У Дейнеки было две жены, но детей не было. Известно ли по какой причине – не хотели, как люди искусства, отвлекаться или просто так вышло по жизни?
Игорь Припачкин: Нигде ничего не приходилось ни читать, ни слышать об этом. Но не думаю, что это позиция, просто так сложилось…
- Почему Дейнека не получил Сталинскую премию за «Оборону Севастополя», ведь он входил в списки претендентов?
Михаил Денисов: Это все политика, политические ходы…
Игорь Припачкин: Главное, что все мы видим, что эта картина заслуживает премии!..
- Александра Дейнеку резко критиковали за формализм. Но как вообще можно было в советское время критиковать художника, который только и делал, что воспевал прекрасную советскую действительность – настоящую и будущую?..
Игорь Припачкин: А здесь все очень просто – в персонажах Дейнеки не прочитывалась принадлежность именно к Советскому Союзу. «Вот вы изобразили спортсмена, но где видно, что это наш, советский спортсмен?». Я, конечно, утрирую, но суть претензий была именно такой. А Дейнека и хотел делать и делал мировое искусство, поднимая советское на высочайший пьедестал…
Из биографической хроники. В конце 1940-х — 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Госзаказов в этот период ему почти не давали. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников. На склоне лет Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.
- У Игоря Александровича есть очень интересная статья «О явлениях сакрального у А. Дейнеки». О деталях сейчас не станем говорить – не тот формат публикации, но нельзя не спросить об отношении художника к Богу, религии?
Игорь Припачкин: Правильным будет, наверное, говорить, что он был нерелигиозным человеком, в молодости – антирелигиозным, но позже сбалансировал свое отношение к Богу. А в молодости он сотрудничал с таким журналом как «Безбожник», где позволял себе известные вольности… Но в своих воспоминаниях он говорит, что древнерусские православные фрески (он знал и любил их) серьезно повлияли на его творчество.
Михаил Денисов: У него в мастерской стулья были расписаны в древнерусском стиле, коврики народные, суджанские лежали на полу, штора на окне была сделана тоже с древнерусскими орнаментальными мотивами… Если человеку комфортно именно в такой обстановке, это о многом говорит. Позже, когда он побывал в Сикстинской капелле, то увидел, что там – его цвета…
Из автобиографических воспоминаний А. Дейнеки: «Я смотрел на курские крестные ходы — огромные толпы людей в ярких костюмах, потных, спешащих за тяжелейшими фонарями в цветах, и меня удивляло, почему эту тяжесть надо тащить двадцать пять верст, и казалось, что это делают по приказу стражников, которые были верхами. Но я любил ярмарки, и особенно где торгуют лошадьми самыми разными».
- Не уйти от вопроса об эротической стороне творчества Дейнеки, в том смысле, что у него немало полотен с обнаженными телами – женщины, купающиеся в реке дети. На мой взгляд, его эротика не похабна, она какая-то естественная…
Просто факт. Картина советского художника Александра Дейнеки "За занавеской" продана на лондонском аукционе MacDougall's за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3,5 млн долларов. Это одна из самых, если не самая высокая цена, когда-либо уплаченная за картину известного мастера соцреализма.
Михаил Денисов: Для меня лично как эксперта эта картина «За занавеской» представляет большой вопрос. Я не думаю, что это Дейнека… Это только кажется, что у Дейнеки все просто. Я лично сам занимаюсь копированием и скажу, что скопировать или подделать Дейнеку сложнее, чем даже старых голландских мастеров…
Игорь Припачкин: Художники традиционно обращаются к обнаженной натуре, иначе просто не понять строение человеческого тела, его пластику. А обнаженные тела на полотнах Дейнеки восходят к античной традиции – объектом внимания является здоровый, совершенный духом и телом человек. Обнаженные на картинах Дейнеки — это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. Кстати, в советское время эти работы Дейнеки не выставлялись, за исключением картины «Натурщица», которая хранится в нашем фонде.
- Разговаривая с директором картинной галереи им. Дейнеки, нельзя не спросить о главном – ваше учреждение давно нуждается в новом здании, предполагается, что оно войдет в комплекс при обустройстве исторического центра Курска. Но может быть имеет смысл возводить такие объекты где-то подальше от центра – на просторных местах, чтобы город развивался вширь. Допустим, здание кукольного театра построить в микрорайоне Северном, там от маленьких зрителей отбоя не будет, а картинную галерею, например – в Северо-Западном микрорайоне?..
Игорь Припачкин: Вашу мысль я понимаю, но центр города должен быть, а в микрорайонах – филиалы культурных учреждений – такие точки притяжения… Что касается здания, то за нами был уже закреплен участок – известный всем – на полугоре, ныне он зарос американским кленом. Был сделан проект здания, мы уже все распределяли поэтажно – где и что, сколько окон на этой стороне, сколько – на другой, но… Потом как-то все застопорилось и сегодня ситуация неясна пока. И на ваш вопрос могу ответить одно – мы полны надежд.
- С памятником, как я понимаю, тоже пока большой ясности нет – будет ли второй конкурс после первого неудавшегося, какое место будет выбрано для его установки – все это неизвестно. Зато известно, что ваша галерея продолжает активно работать и 18 мая приглашает курян на очередную интересную акцию…
Игорь Припачкин: Да, 18 мая в 18.00 и 19.30 – традиционная уже акция «Ночь музеев». У нас вы сможете в этот день побывать на ответственном мероприятии – на выставкоме. Можно будет почувствовать себя художественным критиком, поучаствовать в спасении художника от беспочвенных обвинений в формализме, а также узнать, что было до, во время и после отбора картин для больших всесоюзных выставок.
- Спасибо большое за беседу, за ответы на вопросы. Будем ждать вместе со всеми курянами строительства нового здания картинной галереи, где надеемся, будет постоянная большая экспозиция работ Дейнеки, а также создания памятника великому художнику.
Юрий МОРГУНОВ
Фото Александра ШМАКОВА
Другие материалы автора
2019-05-31 12:01 0 1
В Курской области приступили к финальному шагу – реализации идей, разработанных в «мастерских проектов». Сегодня мы расскажем, как подготавливались инициативы, что они подразумевают и что двигало участниками «мастерских», которые ради этого прилагают массу усилий.
2019-05-28 15:23 0 1
Большая делегация из Европы прокатилась на курском трамвае – прямо в историю этого замечательного вида городского транспорта
2019-04-02 13:05 0 4
В Курской области обсудили готовность к строительству безопасных и качественных дорог
Новое на портале
19.10.19 Браткова Татьяна
0 1
19.10.19 Браткова Татьяна
0 1
18.10.19 Браткова Татьяна
0 1
13.10.19 Браткова Татьяна
0 1 5
13.10.19 Браткова Татьяна
0 1