Браткова Татьяна
Самое значительное дело на земле
02.12.2017
Экономика, Общество, Культура, Прочее
Россия
«Государственная должность… 
состоящая во всевозможном попечении
 мальчиков и девочек… - эта должность
гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве».
Платон
       Есть на земле профессии, обладатели  которых не имеют права на ошибки.  Не только сапер ошибается   один раз. Учитель тоже не имеет права на ошибку. Это профессия  мудрых, мужественных, ответственных, сильных. «Главная сила на земле, - говорил  Ю.А. Гагарин, - это сила духа». Жизнь педагога – это неустанный труд души.  Достоин самой глубокой признательности педагог, избравший нелегкий  учительский труд по призванию  и высокому гражданскому долгу. И если он через всю  созидательную трудовую жизнь  сохранит  высокое  представление о прекрасной сущности педагогического труда, то он выполнит свой долг не только перед государством и воспитанниками, но перед  ее Величеством Педагогикой.      Высокая миссия учителя  - сотворение личности, утверждения человека в человеке.        «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, -  писал К.Д. Ушинский – отец русских учителей,  - воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. Эта почва, из которой выросли новые поколения России, сменяя одно за другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно».  И далее: « Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей  истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо».
А.С. Макаренко считал, что работа воспитателя самая трудная, требующая  особого внимания к индивидуальности человека, к его личности, четкой  ориентации на сознательное развитие самостоятельного критического мышления, « ...возможно, самая ответственная и требующая от личности  не только наибольшего напряжения, но и больших сил, большой ответственности».
В.А. Сухомлинский: « Век математики – хорошее крылатое выражение, но оно, в сущности, не отражает того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны  думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». Герой Социалистического Труда В.А. Сухомлинский  относился к учительству так, как традиционно относились к  педагогике в Древней Руси, где  учительство было  второй ступенью священства. И здесь важно отметить недопустимость рыночно - базарных взаимоотношений в российской школе, когда учитель пытается торговаться  одновременно и с государством, и с учеником и его родителями под разными предлогами: репетиторство, подарки на дни рождения, юбилеи и т.д.   К сожалению, в  условиях рыночной экономики многие стали видеть в учителе продавца образовательных услуг.  Автор твердо уверена, что рыночной может быть только экономика. Не могут  быть рыночными   образование и  культура. В противном случае образование и культура гибнут.
Автору  могут возразить: « Педагог, как любой человек имеет право на ошибку». Если ошибка  несущественная,  без ложного стыда  надо признать ошибку и  исправить ее. Педагоги могут сказать, что есть отдельные маленькие  недостатки, недоработки, над устранением, которых  работаем на заседаниях методических комиссий, на педсоветах и т.д. Жизнь вносит новые коррективы, и не всегда педагог успевает за ними.  Но если поступок педагога несовместим с сутью педагогической профессии, лучше оставить  это поприще, найти другое.
  Годы перестройки, распад СССР нашли свое отражение в системе патриотического воспитания. Был период, когда ошибочно заявляли, что воспитывать должна только семья, а школа будет только преподавать. Возможно, в те годы сформировались работники системы образования, которые считают,  что патриотическое воспитание подрастающего поколения заключается только  в том, что,  как сказала директор одной гимназии, «Мы все, как  один 9 Мая приняли участие в акции  «Бессмертный полк». «Бессмертный полк» как раз показывает больше роль патриотического воспитания в семье. И руководителю образовательной организации можно в данном случае говорить о взаимодействии гимназии с родителями, с государственной властью, с общественными ветеранскими организациями в патриотическом воспитании. В нашей стране и за рубежом  акция «Бессмертный полк» показывает единство  и преемственность поколений в воспитании патриотизма. Но школа – это целая хорошо продуманная и тщательно разработанная  система ежедневного воспитания патриота и гражданина. И если этой системы в школе нет, то надо делать, как  минимум,  организационные выводы. Иногда приходится слышать невразумительное: «Да мы вот тут вдалеке от Москвы, в глубинке, в снегах...».  И бывает так, что от Москвы далеко, а до Берлина - рукой подать. Почему? Москва  финансирует государственные образовательные стандарты, но нам этого мало. Нам нужны спонсоры. Мы из своей глубинки хотим мир посмотреть и себя показать. «На ловца и зверь бежит» Появляются  спонсоры, но кто платит, тот и заказывает музыку. А музыка эта часто в корне расходится с  отечественной. И дети начинают исполнять "чужие" песни и «плясать под чужую дудочку». Разбираться надо с педагогами: почему не выполняются государственные программы патриотического воспитания и стратегия воспитательной работы молодежи. Сегодня в условиях открытого информационного  пространства можно изучить положительный опыт тысяч образовательных организаций России, территориально находящихся в глубинке, но в деле патриотического воспитания молодежи пребывающих на высоте педагогического мастерства.  Н.И. Пирогов писал: « В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке… Но с другой стороны, нельзя и допустить, чтоб эти действия были совершенно  произвольны, неправильны, диаметрально противоположны».
   Потому что эти действия наносят непоправимый вред детям. А дети – наше будущее, значит, и нашему будущему.
  Нельзя забывать, что  в руках педагога не только отдельно взятый ученик, но будущее Родины, поэтому и организация  учебного процесса в наших образовательных организациях должна строиться  с учетом специфики российской системы образования  и нашей культурной среды.
Другие материалы автора
2017-12-17 08:04 0 1
О заслуженном работнике культуры КЧР Назире Идрисове, 50 лет посвятившему фоторепортажу.
2017-12-16 21:02 0 1
О выставке художника М.Гаджиева
2017-12-16 06:54 0 1
О возрождении ДПИ и народных промыслов в коллеже культуры и искусств им. А.Даурова в Черкеске
Другие материалы автора
17.12.17 Браткова Татьяна
0 1
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 12
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 4
Новое на портале
17.12.17 Браткова Татьяна
0 1
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 12
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 4
15.12.17 Браткова Татьяна
0 1
14.12.17 Браткова Татьяна
0 1 10