Браткова Татьяна
Песнь о вечной тайне мироздания.
21.10.2017
Общество, Культура, Местная жизнь, Прочее
Россия, Карачаево-Черкесская Республика
«Архитектура – поле боя для духа»
Ван Рейн
               ХХ  век  вместил в себя много  событий, которые буквально косили  народ... Сегодня речь не о белых и красных, не  о политических репрессиях, не о  значении того или иного события в мировой и отечественной истории.  
Как писал Л.Гумилев:
«Все мы – святые и воры,
От алтаря и острога,
Все мы - всего лишь актеры
В театре у Господа Бога».
Речь о том, как нас сегодня мало!  Нас должно быть не менее  полумиллиарда. А нас всего только 146804372 человека!  Как мы должны друг друга любить и беречь. Этой науке учат в храме.
  Покровский храм. Улица Покровская. Покровка - так до революции назывался район станицы  Баталпашинской (Черкесск). Сегодня: Покровка  -  Комсомолец, улица Покровская – улица Ленина.  Как бы ни переименовывали  улицы, города, значение храма  неизменно: он служит для спасения и сбережения  народа, для сохранения любви и жизни в мире ради мира. Храм Покрова Пресвятой Богородицы - один из  чудом сохранившихся храмов - памятников зодчества на  юге России,.   Перед праздником  над  храмом  долго кружили стаи журавлей: выстраивались в круг, затем   делились   на группы,  выстраиваясь,  клин за клином, затем -  снова в круг. Наконец, перестроились и, словно на параде войска, полетели на юг, курлыча  прощальную  песню.  Все, кто наблюдал эту картину, удивлялись: они так долго кружили над храмом, словно благословение  просили, прощаясь с  родиной. Если верить  Расулу Гамзатову,   «солдаты, не пришедшие с кровавых  полей,  превратились в  белых журавлей»,  можно подумать, что  это были воины, освобождавшие в разные века  Отечество, страны Европы.  Их фамилии,  названия освобожденных стран хранит древняя хоругвь – святыня  Покровского храма. Крещенные в этом храме воины  сражались   за независимость  Отечества   287 лет.  Воинский храм уникален. Он построен  в 1730 году  в  станице Хопры  в Донской области.  Строили казаки, предки которых  сражались   на Куликовом поле под руководством великого   князя Дмитрия Донского.  Они принесли в войска  Святого благоверного князя Дмитрия Донского великую святыню - чудотворную икону Донской Божией Матери, в честь Нее воздвигнут Донской монастырь в  Москве, где готовят миро для всех храмов Русской Православной Церкви.    Покровская церковь из черного дуба 99 лет  стояла на берегу Хопра. В 1829 году  ее перенесли   в   Ставрополь,  установили  на горе, где стоял крест с надписью: «Здесь в 1767 году был А.В.Суворов». В 1831 году казаки, разобрав по бревнышку храм, пешим ходом с пением псалмов и молитв, на своих плечах  перенесли  его в станицу Баталпашинскую.   Первые миссионеры принесли весть о Христе на Кавказ на сто лет раньше, чем в Киевскую Русь.  Самые древние  монастыри и храмы на территории  современной России  расположены в горах Кавказа. Византийские зодчие создали здесь целый комплекс христианских храмов.   Христианские  святыни сохранилось в Нижне – Архызском городище. Здесь  располагался город Маас (в переводе – город Солнца) – древняя столица Алании.  С  Х века здесь  была резиденция митрополита Аланской Епархии. Сегодня здесь совершаются богослужения в первом  храме  на территории современной  России, построенном   в  девятом веке, Южном Ильинский храме.  Богослужения в нем никогда не прекращались, как совершались еще до  Крещения Руси, так проходят здесь и сегодня. Никогда не прекращались   богослужения и в Покровском храме. Многие каменные храмы были разрушены, а  походная   церковь  долгое  время была центром Карачаево – Черкесского  благочиния Ставропольской и Владикавказской Епархии РПЦ.  Около 30  лет настоятелем храма,  благочинным служил ветеран  Великой Отечественной войны, член Союза писателей РФ, митрофорный протоиерей Василий Афонин, награжденный государственными наградами, наградами Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви.  С ним  служили священники – участники Великой Отечественной войны, награжденные боевыми  орденами и медалями.  Батюшки – воины  хорошо осознавали значение  храма в жизни миллионов православных христиан.  У Бога нет мертвых и живых, у Бога все живы. Молитва за весь род служит умножению сил народа, умножению  и укреплению семьи, возрождению и сбережению  народа.  Казачество, принимавшее участие в освободительных войнах, претерпевшее  гонения, репрессии, разбросанное по всему миру, их потомки должны помнить  храм, где приняли крещение их предки, и беречь его как зеницу ока. Мудрый священник хорошо знал  роль храма в жизни воина.  Если воин будет соблюдать заповеди, вести благочестивый образ жизни,  заботиться об умножении народа, о семье, о детях, - войны не будет. Если мы забудем о вере предков –  напрасно  надеяться на мир. Отец Василий до  конца жизни  не отходил от храма, молился  за  народ.  Он похоронен  у алтаря храма. Его духовные дети живут в России и за рубежом.  Матушка Антонина не отходит от храма.  Внучка Машенька живет в Париже,  замужем за священником, внучка Руфина - член Союза журналистов России.  Внук, иерей Иоанн (Афонин) -   помощник командира по работе с верующими военнослужащими 34 – отдельной мотострелковой бригады. Батюшка отошел к Господу в День святых отцев семи Вселенских Соборов 31 мая 2004года на 79 году жизни, совершив ратный и духовный миссионерский  подвиг. Его любовь к людям, крепкая вера, преданность Богу  заслужили  всенародную  любовь.
14 октября 2003 года по благословению Владыки Феофана  настоятелем храма был назначен протоиерей  Вячеслав (Коваленко), до этого  он служил в старинном казачьем храме  в честь Архистратига  Божия Михаила. Затем настоятелем храма и благочинным Северного Карачаево – Черкесского благочиния по благословению  Архиепископа  Феофилакта был  протоиерей Михаил Самохин, ныне -   руководитель информационно – издательского и миссионерского  отделов  Пятигорской и Черкесской  епархии РПЦ. В настоящее время по благословению Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта настоятель храма и благочинный Северного округа Карачево – Черкесского благочиния – протоиерей Александр (Нартов). На празднике Покрова  было много гостей – представителей государственной власти, СМИ, общественных организаций, казачества, дети из казачьи классов, воскресной школы. После  праздничной трапезы прихожане долго не расходились, рассказывая друг другу, чудесные истории о том,  как их спасла вера.    Псевдонаучное отрицание  духовного и материального единства разрушило духовный стержень страны и великую державу. В период формирования гражданского общества закладываются основы  общественных отношений, в т.ч. между людьми, придерживающимися различных мировоззренческих ориентаций, вероисповеданий. Академик Д.С. Лихачев называл храмы моделью мироздания, где человек предстает пред лицом совести, Творца. Архитектуру не зря называют «окаменевшей музыкой». Здание может говорить о вечной тайне мироздания, научить жить в мире, любви и согласии, этому  учит и  храм Покрова Пресвятой Богородицы.
  
Фото Н.Токаревой.
Другие материалы автора
2017-11-16 23:03 0 1
Заметка о перегрузках детей.
2017-11-15 23:44 0 1
Заметка о красоте природы
2017-11-02 22:35 0 6
О культурно – образовательной акции «Ночь искусств», посвященной Году экологии, 100 – летию Октябрьской революции в России и Дню народного единства в ГНБ КЧР им. Х.Б. Байрамуковой 3.11.2017 года.
Новое на портале
16.11.17 Браткова Татьяна
0 1
15.11.17 Енисейская правда
0 7
15.11.17 Енисейская правда
0 7