Курская правда
Лучший друг Бондарчука
18.10.2017
Культура
Россия, Курская область
Автобус катится по такой знакомой еще с детства дороге: Рыльский район, село Крупец, а сразу за плотиной – деревня Ново-Ивановка. Она по-прежнему остается густонаселенной. Может быть, еще и потому, что прежде через нее проходила междугородная, а теперь уже – международная трасса:  граница с Украиной – в каких-нибудь пятнадцати километрах отсюда…
Смотришь на здешние дома и вспоминаешь лица их прежних хозяев, памятные встречи с ними или рассказы новоивановцев об именитых земляках, прославивших и родную деревню, и всю округу. Из Крупецкой школы, которая находится неподалеку отсюда, за ее полуторавековую историю вышло много интересных людей, со временем приобретших широкую известность в науке, культуре, военном деле…
Об одном таком талантливом выпускнике этой школы (где посчастливилось учиться и мне) хочется рассказать. Кому не известна великолепная экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир»?! Конечно, это вопрос чисто риторический. Суть в другом. Как только заходит речь об этом фильме, сразу же вспоминают блистательного режиссера его – Сергея Бондарчука. И мало кто помнит (а то и вообще знает), что вторым режиссером и одним из первых помощников Сергея Федоровича был Анатолий Чемодуров. Кто же он? Откуда?
А вот он как раз один из тех, кто родился в Ново-Ивановке, учился в Крупецкой школе и покинул ее стены в 1938 году. Почти сорок лет спустя, когда уже наше поколение заканчивало десятый класс, его родная сестра Валентина Владимировна Чемодурова, преподававшая у нас немецкий язык, рассказывала, что Анатолий Владимирович очень хотел стать актером, это была его заветная мечта.
Но сразу после школы сельский мальчишка как-то не отважился поступать в столичный вуз. Да еще какой: ВГИК! Он устроился на работу в газету «Колхозная трибуна» тогда еще Крупецкого (позднее вошедшего в состав Рыльского) района – корректором. Но, как говорил один известный журналист, «истинный талант все равно дорогу себе пробьет». И уже на будущий год Анатолий поступает на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
– На тот момент, наверное, не было человека более счастливого, чем мой брат, – вспоминала Валентина Владимировна. – Но в его творческие планы вмешалась война…
Уже в октябре сорок первого Анатолий Чемодуров – командир взвода на оборонительных работах под Москвой. А в мае сорок второго его призывают в Красную Армию. Он заканчивает Рязанское артиллерийское училище. Молодой лейтенант, командир артиллерийской батареи, участвует в боях на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. После Победы Анатолий Чемодуров вновь возвращается к своей мечте.
 Но теперь во ВГИК он приходит уже с боевыми наградами: двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Он учился на курсе знаменитого режиссера Сергея Герасимова и его жены актрисы Тамары Макаровой. По окончании института в 1948 году Анатолий Чемодуров работал на Центральной студии киноактера. Позднее его пригласили на киностудию имени Горького, а в 1961 году он был зачислен в штат «Мосфильма».
К этому времени Чемодуров уже не был новичком в кино. Он снялся в фильме своего учителя Сергея Аполлинариевича  «Молодая гвардия», сыграв в нем роль Сергея Левашова. Так что имя его было известно зрителям всей нашей большой страны. В 1950 году молодой актер в фильме Юлия Райзмана  «Кавалер золотой звезды» сыграл роль Семена Гончаренко.
Фильм поставлен был по одноименному роману молодого советского писателя Семена Бабаевского. Главная его тема – созидательный, героический труд советских людей после войны. Герой Советского Союза, орденоносец Сергей Тутаринов (Сергей Бондарчук) возвращается с фронта в родную станицу. Живо откликается на предложение секретаря райкома принять участие в ее восстановлении. Не все поддерживают его начинания, включая и председателя райисполкома. Но Тутаринов трудностей не боится, не убегает от них. Напротив: он всегда на главных участках – там, где решаются важные проблемы. Своими действиями он зажигает земляков.
 И, пожалуй, наиболее убедительный пример – влияние Сергея Тутаринова на своего друга Семена Гончаренко (Анатолий Чемодуров), решившего построить хату на окраине станицы.  «Видишь ли, Семен, – говорит ему Сергей, – ты для меня очень дорогой человек. Вместе мы прошли войну, вместе жизнь познавали, оба мы молоды, все еще у нас впереди, и мне хочется, чтобы в жизни знал ты не одну свою хату, не один этот маленький окопчик… Красота нашей жизни, Семен, не в этом. В ней, как на реке, есть и быстрина и затишье. И мы с тобой должны плыть по быстрине, а ты свернул в затишек, хочешь пристроиться там поудобнее и зажить тихой и спокойной жизнью. А я хотел бы, чтобы ты был на быстрине, рядом со мной…». Так и было: Семен  со временем становится уверенным в себе и в завтрашнем дне человеком.
Оба актера блестяще сыграли роли героев, ищущих свою непростую дорогу жизни. Для нас же этот фильм интересен еще тем, что, два года спустя после его выхода, Анатолий Чемодуров за роль Семена Гончаренко получил Сталинскую премию первой степени. «Кавалер золотой звезды» – третий фильм в актерской судьбе Анатолия Владимировича. Всего же он снялся в 14 фильмах: «Жуковский» – Александр Рыбаков, «Бессмертный гарнизон» – старший политрук Руденко, «Цель его жизни» – Сотников…
В качестве второго режиссера Анатолий Чемодуров работал вместе с Сергеем Бондарчуком над фильмом «Судьба человека», поставленным по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Бондарчук и Чемодуров были не просто однокурсниками, их связывали дружеские отношения. Об этом говорили все, кто близко знал этих творческих людей. В частности, жена Сергея Бондарчука – Инна Макарова (уже знавшая о том, что у Сергея Федоровича были отношения с Ириной Скобцевой) в одном из интервью рассказывала, что когда перед отъездом Бондарчука на полгода на съемки картины «Судьба человека» у них случился семейный разлад, «Сергей ведь тогда пошел не к ней (Скобцевой – авт.), а к нашим друзьям – Кларе Румяновой и Анатолию Чемодурову. У них писал сценарий».
Актриса Клара Румянова широкой публике была мало известна, поскольку «почти всю жизнь провела за кадром», озвучивая мультфильмы. После их с Чемодуровым свадьбы Бондарчук решил сделать подарок жене друга: предложил молодой актрисе роль княжны Марьи в «Войне и мире». Клара Румянова (как вспоминали ее коллеги) «приступила к репетициям, но на правах жены лучшего друга режиссера позволяла себе пропускать их или опаздывать на несколько часов, спорить с режиссером и закатывать скандалы гримерам. Из-за дерзкого нрава Румяновой Бондарчуку пришлось заменить ее Антониной Шурановой».
Начиная с конца 40-х годов, молодой, красивый, талантливый Анатолий Чемодуров был востребованным актером. Сослуживцы отмечали в нем и такое качество, как скромность, говорили, что, несмотря на дружеские отношения с Бондарчуком, он всегда находился как бы в тени мэтра.  Работая вторым режиссером, смущался даже тогда, когда чье-либо актерское самолюбие было задето отнюдь не им.
Вот что вспоминала, в частности, актриса Клара Лучко:
– После того, как «Судьба человека» прозвучала в эфире всесоюзного радио в исполнении моего мужа Сергея Лукьянова, ему пришла телеграмма от донских писателей и Шолохова. Они благодарили его за мастерство, а Михаил Александрович приписал: «Теперь я не представляю артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». Сережа Бондарчук в это время стремился попробовать себя в кинорежиссуре, подыскивал материал для сценария, естественно, посоветовался с Лукьяновым, а тот ему предложил: «Все-таки артист я не самый плохой, министерское начальство мне доверяет. Рассказ «Судьба человека» я исполнил на радио, автор меня уже знает… Давай ты поставишь картину, а я сыграю главную роль».
Бондарчук принял это предложение на «ура»: ведь Лукьянов протянул ему руку. К тому же шолоховский герой в нем уже жил – значит, Бондарчуку как режиссеру будет легче. Так и договорились. Мы знали, что сценарий прошел утверждение. А потом все затихло. Долго от Бондарчука не было никаких известий. И вот как-то в Доме кино встречаем Анатолия Чемодурова. Толя – наш с Сережей однокурсник – в то время начинал работать с Бондарчуком как второй режиссер. Лукьянов спросил: «Толя, как там у вас дела на картине, когда начнем съемки?».
Чемодуров смешался: «Не знаю, как вам сказать… Дело в том, что Сергей Федорович решил играть Андрея Соколова сам»…
Несомненно, нам сегодня трудно представить другого актера в роли Андрея Соколова – Бондарчук сыграл ее блестяще. А тот факт, что он не сам  сказал об этом Лукьянову, наверное, можно расценивать не однозначно: возможно, не хотел ущемлять его самолюбие, решив, что ему легче будет узнать об этом от других. А вот Чемодурову, что называется, вопрос был задан не в бровь, а в глаз. Хитрить Анатолий Владимирович не умел, да и, вероятно, не считал нужным это делать.
Его бесхитростность, простодушие отмечали земляки-новоивановцы. Известность, слава нисколько «не испортили» Чемодурова. Когда приезжал на родину, в отчий дом, запросто общался с соседями и вообще с односельчанами, навещал школьных педагогов, выступал перед старшеклассниками. Мало кто из девчонок тогда не мечтал стать актрисой, поэтому слушали его, затаив дыхание. Говорил он просто и ясно, серьезно отвечал на любой ребячий вопрос, даже самый наивнейший.
Конечно же, расспрашивали Анатолия Владимировича о том, как  создавалась самая грандиозная картина во всей киноэпопее  – Бородинское сражение. В съемках участвовало около 12 тысяч солдат, а также конница. Ход военных сражений, почти как в реальной жизни, описываемой Толстым, проводился под руководством боевых генералов и известнейших военных историков. Войска размещались согласно подлинным картам сражения. Съемка была сложной. По указанию Бондарчука была создана параллельная группа, возглавляемая режиссером Чемодуровым.
О сложностях во время съемки рассказывал в своих воспоминаниях и оператор-постановщик «Войны и мира» Анатолий Петрицкий: «Тогда одно серьезное обстоятельство постоянно мешало: брак пленки. А ведь снимали батальные сцены – Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Бывало, доходило до 10-20 дублей на один план. А что такое 10 дублей, когда надо каждый раз заряжать пиротехнику и закладывать снаряды в землю? Армия по два часа простаивает…».
Петрицкий также пишет о том, что «Войну и мир»  хотели снимать многие известные режиссеры (например, Герасимов, Пырьев) – «народные и к тому же члены КПСС, а вот, поди ж ты, доверили беспартийному Бондарчуку». А Бондарчук взял в помощники не кого-нибудь, а именно Чемодурова – значит, тоже доверял.
Словом, Анатолий Чемодуров, вроде бы сделал блестящую карьеру. В актерской среде его считали не просто другом Бондарчука, а называли  «лучшим другом Сергея Федоровича». Но в конце 60-х – начале 70-х годов Чемодурова вдруг перестали приглашать сниматься в кино. Некоторые кинокритики при этом высказывали мнение, что его и прежде «использовали однобоко, предлагая играть однотипных персонажей», что у него не было возможности полностью раскрыть свое актерское дарование, и потому пришлось заняться режиссурой.
В 1971 году он самостоятельно снял фильм «Если ты мужчина»: главный герой – молодой шофер, у которого не очень удачно складывается жизнь, в том числе и личная.  Кинокритики нашли и сам этот фильм «не очень удачным». В 1979 году Анатолий Чемодуров вместе с Владимиром Досталем поставили фильм «Здесь, на моей земле», рассказывающий о жизненном пути ученого-селекционера академика Луговенко. Это была последняя режиссерская работа Анатолия Чемодурова, не вызвавшая особенно большого успеха у зрителей.
Уже привыкший к известности, Чемодуров вдруг оказался невостребованным. Его подавленного, угнетенного состояния не выдержала жена. Они с Кларой Румяновой расстались. Как это часто бывает, когда человеку плохо, он остается совсем один.  Для человека творческого, широко известного одиночество тем более невыносимо. А поддержать, увы, некому…
Анатолия Владимировича не стало в декабре 1986 года. Он умер в возрасте 67 лет за три дня до Нового года. Похоронен на Хованском кладбище Москвы…

Анна БЕЛУНОВА
Другие материалы автора
2017-11-15 13:16 0 5
Романс «То не ветер ветку клонит» в исполнении Ивана Козловского звучал в воскресенье возле дома №40 по улице Радищева в Курске неспроста. Музыка к этому романсу была написана нашим земляком, известным композитором и великолепным педагогом своего времени – Аркадием Абазой. В этом здании располагались классы Русского музыкального общества, которое он возглавлял с 1881 по 1915 годы.
2017-11-08 10:58 0 10
На сегодня актуальна тема развития личных подсобных и фермерских хозяйств. Им стали выделяться гранты для развития. Во всех районах области поддержку от государства получили главы крестьянских хозяйств, решившие заниматься как мясным, так и молочным животноводством.
2017-10-25 10:42 0 9
Квартира Людмилы Александровны Кирсановой в доме 5/18 на улице Школьной областного центра расположена под самой крышей дома, на пятом этаже. Обстановка внутри - характерная для 60-80 годов прошлого века. Из «роскоши» - старенькое пианино, говорящее о музыкальных предпочтениях здешней жительницы. Единственная деталь, которая выбивается из общего стиля – потолочная плитка, уже местами, особенно по углам, потемневшая, в диковинных разводах, точно начинающие художники-авангардисты руку набивали.
Другие материалы автора
08.11.17 Курская правда
0 10
25.10.17 Курская правда
0 9
Новое на портале
16.11.17 Браткова Татьяна
0 1
15.11.17 Енисейская правда
0 7
15.11.17 Енисейская правда
0 7