Браткова Татьяна
"Но есть и Божий Суд"
16.07.2017
Общество, Культура, Прочее
Россия
Мы на земле всего лишь странники. Иногда мне кажется, что большую часть жизни  я провела в пути,  в котором со мной происходили удивительные события – встречи. Об одной из таких встреч я и хочу вам рассказать.
     Как - то возвращалась  я из Москвы. Моей попутчицей в купе была директор средней образовательной школы из высокогорного аула на Северном Кавказе. Узнав, о том, что я возвращаюсь с Международных образовательных Рождественских чтений, попросила поделиться впечатлениями. И я подробно рассказала о целях и задачах Чтений, программе, встречах с известными учеными, деятелями культуры, религиозными деятелями. Директор школы попросила привести наиболее яркие примеры влияния религиозного образования на поведение человека. И тогда я рассказала о приютах при монастырях, где из бывших наркоманов и преступников воспитывают достойных людей, которые продолжают образование в ведущих ВУЗах России.   Кроме этого, я поделилась наблюдениями из жизни детей, обучающихся в православной гимназии, в семье которых я жила во время Чтений.
 Однажды Ваня, 11 – летний гимназист, вернулся с занятий в плохом настроении и неуважительно отозвался о преподавателе. Старшая сестра Лена спокойно заметила:
- Он - хороший добрый учитель.
- Нет, он злой, - раздраженно заметил Ваня.                                                       
- Ванечка, - спокойно продолжила Лена, занимаясь своим делом, - ты же православный христианин. А имеют ли право христиане  судить, обвинять, обманывать, злиться, раздражаться, нарушать главную заповедь? Господь сказал: “Да любите друг друга”. А ты любишь преподавателя? Не лицемеришь ли ты, Ваня, когда в классе делаешь вид послушного ученика, а дома – его грозный судья? Разве не Бог всем нам судья? Послушай, как  зло  ты говоришь  об учителе. А ведь злоречивые Царствия Небесного не наследуют. 
Увидев, что Ваня внимательно слушает, Лена продолжала:
- А почему бы тебе, Ваня не доверить эту ситуацию Богу? Ведь Он говорит каждому из нас: «Придите ко Мне все, ты слышишь, Ванечка, ВСЕ труждающие и обремененные,  и Я успокою вас».Если и виноват кто, то Господь говорит: «Мне отмщение, Я воздам». 
Ты же доверяешь Господу, Ванечка?
Ваня утвердительно кивнул головой.
- Так  поговори с Господом, помолись, братик.
     Мальчик  смиренно пошел молиться. После молитвы он вышел к нам просветленным и упокоенным и сказал: 
- Я, действительно был не прав. Но, Лена, уже поздно, я не успею выучить все, что  мне задано.Леночка уверенно сказала:
- Время позднее. Но «невозможное человеку, возможно Богу». Господь нам говорит:  “ Не бойся, ибо Я с тобой”. Кроме этого:“Разве ты не знаешь, что Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим.
Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши  и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа, поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся”.
  Ваня занимался долго. А на следующий день прибежал из гимназии радостный: получил “ 5 “и с большим  интересом говорил об уроке.
   Вы  говорили, что преподаете математику. Я привела Вам маленький пример, который показывает, что  христианская «православная педагогика сродни высшей математике: подобно математике она работает с предельными величинами и потому не только напрямую связана с ней, но и главенствует над ней, включает ее в себя. Она примиряет в себе непримиримое, сводит несводимое, соединяет несоединимое. Для нее нет противоречий, нерешаемых задач. Каждое противоречие для нее еще одна возможность духовным усилием преодолеть хаос мира, восстановить его первоначальную целостность и ценность, каждая нерешенная задача для нее есть поле подвижничества для выхода на новую орбиту постижения Бога и себя в Нем, постижения  мира и себя в нем, постижения вечности и себя в ней». Я не помню, кто это сказал, но эти слова передают истинное положение дел.
Моя спутница, выслушав меня внимательно, сказала:
-Хочу поделиться  с Вами наболевшим.   Как-то перед перестройкой мы исключили из школы одного трудновоспитуемого подростка, что практикуем очень редко. Но тот ребенок был очень сложный, про таких детей  говорят:  “ О нем тюрьма плачет”. Вскоре он исчез из аула. Говорили, что к родственникам уехал.
      Внимательно слушая  рассказ, я думала о том, как не хватает нам, педагогам, духовного наставничества, возможности исповедания. Кто знает, что творится у педагогов в душе, как избежать психологических перегрузок, нередко  приводящих к педагогической деформации, к профессиональным заболеваниям, сокращает жизнь педагога?  Судя по выражению лица  попутчицы то, что она поведала мне, не давало ей покоя   долгие годы. Но вернемся к ее рассказу.
   - Прошло время. Однажды, возвращаясь из управления образованием,  моя спутница стояла на конечной остановке в ожидании автобуса. Над городом собралась гроза. Низко нависли над землей свинцовые тучи. Казалось, вот – вот начнется дождь. Автобуса не было. На остановке к этому времени собралось много людей. Внимание многих привлекла проехавшая  иномарка необыкновенной красоты. Проехав мимо остановки, иномарка затормозила, плавно сдала назад, останавливаясь перед нашим директором. Из иномарки вышел элегантный молодой человек, вежливо поклонившись, подал руку нашему директору, приглашая ее в салон автомобиля. Каково же было ее удивление, когда она с трудом узнала в молодом человеке  того самого трудновоспитуемого подростка,  которого они выгнали из школы.
    В дороге он засыпал ее вопросами о земляках, между прочим, спрашивая, удобно ли ей, не холодно ли, не душно ли, какую музыку она предпочитает.  На полпути началась сильная гроза. Но в машине было тепло и уютно. В это время он расспрашивал ее об учителях, о каждом преподавателе. А затем, словно невзначай, улыбаясь, спросил:
- А Вы помните, как Вы меня из  школы выгнали?
- Да, - ответила она, - такое не забывается.Он остановил машину и сказал:
- Теперь Ваша очередь. Прошу Вас,  – поторопил он,  увидев ее замешательство, -  Выходите, выходите.Она вышла в грозу. Красивую  иномарку скрыли потоки ливня.
     В такую грозу, как и в такую ситуацию, она попала впервые в жизни: за несколько минут промокла до ниточки. Гром гремел, горы отвечали раскатистым эхом, от которого можно было оглохнуть. Молнии, словно огненные мечи, полосовали небо и горные склоны. Но если бы можно было увидеть грозу, которая бушевала в ее сердце. Она шла сквозь грозу и горько плакала, в бессильной ярости повторяя слова великого  поэта М.Ю. Лермонтова:
    "Но есть и Божий суд, наперсники разврата.
     Есть грозный  суд:  он ждет.
    Он не  доступен звону злата.
И мысли и дела он знает наперед".
     Ее вымокшую и продрогшую, подобрал  в дороге другой выпускник, который возвращался в аул на стареньком  грузовике. Дал полотенце, укрыл одеялом, включил обогреватель. Она успокоилась, согрелась и задремала. Проснулась от того, что машина остановилась. На повороте у пропасти  толпились люди. Гроза прошла, дорога была скользкая, видимо, кто-то не справился с управлением машины. Она вышла из машины,  и,  подходя к пропасти, услышала:
- Какая красавица горит. Какой - то  “крутой”  не справился с крутым поворотом. Его и похоронить то по - человечески  теперь нельзя будет.    Заглянув пропасть, увидела горящую развалившуюся на части знакомую иномарку. Словно вспышка молнии осветила: “Но есть и Божий суд”.
     Она горько заплакала. Нет, не себя сейчас ей было жалко. Жалко было парня, который разбился, не доехав ста метров до родного аула, парня, который, пренебрегая законами предков,  расплатился тем, что не мог ступить на священную землю отцов. Гроза была для него предупреждением,  приговором грозного суда, которого он не услышал. Ему была дана возможность раскаяться, исправить все ошибки, он ее не использовал. Он всю жизнь стремился в «пропасть», в переносном смысле слова, и, наконец, обрел ее, в буквальном смысле слова, навсегда.  Жалко было парня,  которому она так и не смогла помочь  найти  истинный  смысл жизни, для которого в ее арсенале педагога не нашлось  инструмента для  нравственного и физического спасения человека.
- Быть может, наши дети  преждевременно гибнут, потому что мы им не говорим, что есть Божий Суд. Но что мы сами об этом знаем?  Вы говорили, что многое значит молитва за детей в монастырях, в храмах, Таинства Церкви. Но мы молитв не знаем и молиться не умеем. И слушая Вас, я подумала о себе. Как этот трудновоспитуемый  ученик не хотел  знать и слушать учителей, так мы не знаем о Творце и не хотим знать.
  -  Вы  могли погибнуть. Слава Богу, что Вы остались живы. О Боге узнать никогда не поздно, и сказать  детям  – никогда не поздно.
     Смотря на снежную круговерть за окном поезда, которая мне  напомнила  сказку Г. Х. Андерсена “ Снежная королева”, я сказала моей спутнице:
 - Как много в жизни любого человека зависит от педагогов. Наше время напоминает сказку Андерсена «Снежная Королева» В замке Снежной Королевы маленький Кай развлекался хрусталиками льда, пытаясь сложить из него слово  Вечность. Сердце мальчика оттаяло, когда о нем молилась Герда. Порой и школа, если в педагоге нет любви к ученику и жизни, а только знание  ограниченных законов определенной науки, превращается в  Снежную королеву, предлагающую нам вместо удивительного прекрасного мира жизни, хрусталики льда, замораживающие сердца учеников. Сегодня наших детей, подобно Снежной Королеве, манит блестящий, сверкающий мир фальшивых ценностей. Кто будет молиться за них? Что спасет их, показав истинные, непреходящие, вечные ценности?  Спасти  детей, которые стремятся в бездну преступности, проституции, алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений  может вера, духовный потенциал непреходящих, вечных ценностей наших предков. Не случайно сказано: “Праведный верой жив будет”. Об этом   сегодня  говорит не только религия, но и наука.
P.S.  У этой истории есть продолжение.  Прошло время. Леночка закончила МГУ им. М.В. Ломоносова с красным дипломом. Ее знания востребованы  на международном уровне.
Фото: http://irs2.4sqi.net/img/general/600x600/72705825_7Ikj55UAxnwU3Q5vdC2EUN7ELWxSZ0H93Qj4N0Swfb8.jpg
Другие материалы автора
2017-10-11 05:47 0 1
«За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее»., - девиз XIX фестиваля молодежи и студентов.
2017-10-08 23:21 0 10
О мальчике из зоны боевых действий.
2017-10-08 22:34 0 8
9 октября исполнилось 74 года со дня освобождения Кавказа от немецко - фашистских захватчиков. Интервью с председателем Карачаево-Черкесского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Н.А. Такушиновым:
Другие материалы автора
11.10.17 Браткова Татьяна
0 1
08.10.17 Браткова Татьяна
0 10
08.10.17 Браткова Татьяна
0 8