Енисейская правда
Вперед, на Север!
05.07.2017
Культура, Развлечения, Природа и путешествия, Местная жизнь
Россия, Красноярский край
Вперед, в неизведанное, погружаясь с головой в познание первозданного мира, который влечет, манит, не дает покоя… Туда, где ярче звезды и разноцветней небо, туда, где кристальные глыбы льда преграждают путь, а пронизывающий насквозь ветер так и норовит остудить пыл путешественника… Туда, где географическая карта размечена именами первооткрывателей… Там еще есть место открытиям? Тогда вперед, на Север!
 
Счастлив только в пути
О, эта Арктика, не дающая покоя жаждущим ее покорить! Сколько экспедиций снаряжалось век за веком, сколько маршрутов прокладывалось, а ведь до сих пор неизведанна до конца та земля, суровой красотой своей пленяющая сердца видевших ее хоть единожды. Путешественнику из Красноярска Игорю Чапалову Арктика не дает покоя уже несколько лет, и в этом году он вновь предпринимает попытку достичь желанных берегов на катамаране. Да, судно, с учетом полученного опыта, усовершенствовалось, немного приросло в длину и ширину, укрепилось двумя дополнительными баллонами, что сделало его более устойчивым к штормовым испытаниям (а уж на них Енисей-батюшка в своих широких низовьях не скупится!), и название у судна появилось соответствующее – «Русский Север». На борту почти тонна топлива, ведь впереди – несколько тысяч речных километров. И это - первый этап экспедиции, второй будет арктическим, рассказал Игорь Геннадьевич енисейцам, пришедшим в краеведческий музей на встречу с путешественником. Но сначала - об итогах экспедиции прошлогодней. «Удалось все, даже несколько больше запланированного, - поделился впечатлениями исследователь. - Всего было пройдено по акваториям Енисея и его притокам 4178 километров (от Красноярска до Енисейска по навигации 415 километров). В прошлом году мы выдвинулись в путь на две недели раньше, а потому приходилось корректировать маршрут, идя почти что вслед за ледоходом. Дожидаясь, пока откроется Енисей, заходили в его притоки: Подкаменную и Нижнюю Тунгуски, Турухан. Побывали на озерах Глубокое и Лама на плато Путорана, прошли рекой Рыбной и Пясино. В этом году маршрут предполагается такой: дойти до Дудинки, где плот будет разобран и перевезен в Норильск. По реке Норильская выйти в реку Пясино и по ней (около 800 км) - в Пясинский залив, акваторию Карского моря, и вдоль берега Петра Чичагина пробираться в сторону Диксона, изучая прибрежную зону».
 
Не только для себя
Любое путешествие связано с романтикой и преодолением трудностей, с испытаниями своего «я» и своей техники, с осознанием величия природы и ощущением себя ее крохотной частью. Для Игоря путешествие – это еще и большой труд на благо общества: сразу несколько серьезных задач поставил он перед собой, планируя маршрут. И часть этих задач можно угадать по развивающимся над катамараном флагам.
Серебряный олень и старинное судно под золотыми парусами украшают один из них. Это герб Дудинки: самому северному порту края в этом году исполняется 350 лет - дата важная для истории края. А когда-то, в 1667 году, история самого порта начиналась с «ясашного зимовья Дудино»… Просветительская – одна из миссий экспедиции Чапалова. С этой же целью на судне размещены еще два флага, посвященных одному путешественнику: в этом году исполняется 185 лет со дня рождения Нильса Адольфа Эрика Норденшельда, полярного путешественника из Швеции, геолога, историка-картографа, исследователя, открывшего Таймырский пролив, остров Лаптева, бухту Актиния. Имя же его самого нанес на карту архипелагом Норденшельда норвежец Фритьоф Нансен, который по дневникам предшественника понял, что именно он первым сделал описание этой группы островов, выполняя первый сквозной проход Северным морским путем с одной зимовкой. Этому географическому открытию в следующем году исполнится 140 лет. Интересно, что во время той зимовки (а длилась она 289 дней) команда занималась научными исследованиями, проводила метеорологические наблюдения и производила этнографические описания быта коренного населения Чукотки. Кстати, Норденшельд был почетным членом Русского географического общества (РГО), под флагом которого, будучи также членом этого общества, отправился в путь и Игорь Чапалов; и он тоже будет заниматься метеорологическими исследованиями, снимая до 20 различных показаний на специальной аппаратуре, выданной СФУ. Описание жизнедеятельности малых коренных народов и выявление их проблем – еще одна цель экспедиции.
 
Детям – радость, взрослым – работу
Целая гора книг и игрушек на борту «Русского Севера» предназначена для ребятишек, живущих в отдаленных деревнях и селах края. В 2015 году Игорь Геннадьевич уже радовал детей такими подарками и теперь, зная, насколько искренне и благодарно реагируют мальчишки и девчонки на такие вот сюрпризы, мечтает, чтобы и другие путешественники подхватили эту добрую традицию.
Случалось ему побеседовать и с представителями коренных малочисленных народов Севера. «В таких разговорах интересно все, но сегодня хотелось бы остановиться на их проблемах, решение которых требует вмешательства общества в дела государственные, - считает Игорь Геннадьевич. – Одна из них – занятость. Кому как не им, носителям знаний, переданных им предками, лучше знать о законах традиционного природопользования, ведь охота и рыбалка для многих из них – образ жизни. Им ли не знать, как важно и как нужно сохранять природный баланс, чтобы как можно дольше оставаться с добычей и уловом? Но в Сибирский федеральный заповедник инспекторами их не берут. А в некоторых местах коренным жителям, как недровладельцам, покупают в качестве компенсации дорогую технику: лодочные моторы, снегоходы. Это развращает людей, они их получают, не трудясь. Такая вот «медвежья» услуга. В результате – работы как не было, так и нет, вследствие чего в малых населенных пунктах растет проблема алкоголизма, которому представители малых народов подвергнуты более остальных в силу своих физиологических особенностей. Кстати, люди высказывают желание трудиться на лосефермах или же рыбовоспроизводственных участках. Здесь очень нужна поддержка государства». Проблемой являются также некачественные блочно-щитовые дома, построенные взамен домов, пострадавших от наводнения в 2002 году: люди вынуждены спать в них в шубах, поскольку они совершенно не предназначены для севера. «В чумах было теплее», - говорят северяне. «Транспортное плечо», образованное в результате не вполне логичной логистики северного завоза, увеличивающее стоимость продуктов питания, - еще одна боль жителей некоторых сел.
 
Впереди планеты всей
Другой болью – болью жителей «Большой земли» озадачен и сам Игорь Чапалов, являющийся руководителем Красноярской региональной общественной экологической организации «Природа Сибири», известной, кроме всего прочего, и своим непримиримым отношением к созданию в Железногорске крупнейшего в мире федерального пункта захоронения радиоактивных отходов.
«Мы против могильника, - заявляет путешественник на всех встречах с жителями края. - Вблизи крупных населенных пунктов таких объектов быть не должно. Последствия такого строительства могут и будут слишком печальны». А делается это, считают Игорь Геннадьевич и его единомышленники, с единственной целью – существенно сэкономить средства госкорпорации «Росатом» и деньги работников атомной индустрии, которые при минимальных расходах желали бы построить этот могильник. Здесь уже развита инфраструктура, существует логистика. А вот с точки зрения логики? С точки зрения сохранения здоровья людей, сохранения спокойствия и безопасности общества? На сегодняшний день Россия – единственная страна в мире, согласная принимать от других государств на своей территории радиоактивные отходы…
Тема атома, правда, совсем в другом, «мирном», ракурсе, еще не раз задевалась путешественником во время нашей беседы. Дело в том, что на создание советского атомного ледокольного флота ученых когда-то невольно вдохновил… Норденшельд. «Уже если его судно «Вега» в 60 лошадиных сил смогло пройти вдоль российского северного берега…» - отстаивали свою точку зрения сторонники создания ледоколов. Отстояли. И в 1957 году, почти через 80 лет после прохода «Веги», первые в мире спустили на воду мощнейший, в 44 тысячи лошадиных сил, ледокол «Ленин», долгие годы потом покорявший северные моря.
 
Дальний прицел  
А небо над Арктикой покоряли советские полярные летчики, среди которых с 1971-го по 1977-й годы был и Юрий Петров. В этом году он присоединился к Игорю Чапалову, чтобы вновь, но уже водным путем побывать в тех местах, где осталась часть его сердца. «Можно много говорить об Арктике, ругать или любить ее, но одно совершенно точно: она остается в душе навсегда, - рассуждает Юрий Павлович. - Разве не был я на Челюскине? Был! На земле Франца Иосифа или Северной земле? Был! Но ведь тянет… Такая вот она, Арктика. Казалось бы, безмолвная, ничего там нет. Но эта ее первозданность держит, манит. И сердце волнуется от предстоящей встречи. Разве мог я отказаться от предложения Игоря? Ведь этот маршрут мне так близок: еще молодым человеком на АН-2 я избороздил его, правда, в небе. Я так благодарен судьбе, что смог выучиться на летчика и познакомиться с величием и красотой северной земли – тех самых мест, которые в своем легендарном романе «Два капитана» описывал Вениамин Каверин».
Красноярский край для Юрия Павловича родной. Его детство и юность прошли в Железногорске. Позже - летное училище, работа диспетчером на Диксоне, знакомство с великими путешественниками Федором Конюховым и Дмитрием Шпаро, с талантливыми полярными летчиками Енисейского авиаотряда. Потом - аэроклуб, спецнабор, возвращение на Север в качестве пилота. Игарский объединенный отряд, академия, министерство авиационной промышленности, перестройка, невостребованность профессии… Но разве может летчик быть бывшим?  
Есть у этой встречи с Севером свой дальний прицел: оценить возможность возрождения полярной авиации, посмотрев места для посадки АН-2. «Сейчас, к сожалению, авиация в загоне, АН-2 не востребован, хотя это единственный самолет, который при эксплуатации не требует ангарного хранения. Он ведь и с подбором на дрейфующий лед, и на купола садится, и на лыжах, и на колесах работает, и днем и ночью при любой погоде полеты способен выполнять. Равного ему нет при работе на Севере. Я уже обратился за поддержкой к Артуру Николаевичу Челингарову, выдающемуся исследователю Арктики и Антарктики, депутату Государственной думы», - продолжил Юрий Павлович. А обратился он не только как профессиональный пилот-полярник, но и как руководитель Омского авиаремонтного предприятия «Мотор», которое создал, выйдя на пенсию, своими руками. Теперь «Мотор» выпускает двухместные учебные самолеты с укороченным взлетом для первого года обучения, но главное, предприятие получило лицензию на капитальный ремонт АН-2, включая 62-й двигатель. Есть уже на примете и несколько самолетов, которые Юрий Павлович готов выкупить для дальнейшего восстановления. Так что к мечте о возрождении полярной авиации он подходит вполне практически.
Кстати, именно благодаря «Мотору» стала возможна нынешняя экспедиция «Природы Сибири». «Всей душой поддерживаю такие начинания, такие инициативы. Проект очень достойный. Красноярский край был и остается жемчужиной России, которой должны гордиться и любоваться все мы. Край такой великий! У нас же все есть: лес, горы, моря, степи, реки! Так важно любить свою Родину, так важно узнавать ее историю, ее географию. У нас здесь столько великих открытий! Как можно этого не замечать? И таких, как Чапалов, окрыленных людей нужно обязательно поддерживать. Без них мир был бы тусклым», - улыбается летчик Петров, который нашел возможность выделить на своем предприятии цех для постройки арктического модуля – плавсредства для следующей экспедиции. Совсем скоро судно пройдет первые испытания. «На меня, конечно, смотрят как на чудака, - смеется Юрий Павлович. - Зачем, мол, тебе это? Но это невероятно интересно, и все ребята на заводе, этакие экспериментаторы-кулибины, с большим рвением строят это судно. Нужно узнавать свою землю, исследовать. Надеемся, на будущий год удастся новая экспедиция».
Надеемся на это и мы. А пока с интересом следим через соцсети за передвижением путешественников, благодаря чему узнаем самые свежие новости, любуемся множеством красивых снимков, часть из которых войдет в фотоальбом «100 удивительных объектов Красноярского края», планируемый к выпуску в преддверии Универсиады. По словам Игоря Чапалова, уже отобрано 50 объектов, так что поискам, удивлению и восторгу еще есть место. Как есть оно и для открытий. «Я не представляю, как можно развиваться, мысля себя вне природы, вне движения вперед куда-то в неизведанное, где тебя просто поглощает мироздание. Я счастлив в пути».
Тогда - счастливого пути! И Арктике – большой привет!
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора
 
Из путевого дневника Игоря Чапалова: «Дни идут быстро. Стоим на Подкаменной Тунгуске. Северный завоз на реке уже закончился, лишь изредка попадаются нам лодки староверов и кето…»
 
Игорем Чапаловым в прошлом году было пройдено по акваториям Енисея и его притокам 4178 километров
 
В 2017 году:
- 350 лет Дудинке - самому северному порту Красноярского края
- 185 лет со дня рождения Нильса Адольфа Эрика Норденшельда, полярного путешественника из Швеции, геолога, историка-картографа, исследователя, открывшего Таймырский пролив, остров Лаптева, бухту Актиния
Другие материалы автора
2017-08-16 10:11 0 1
Что такое горе? Несогласие с реальностью, злость, тоска и печаль, отчаяние, опасения и страхи, беспокойство и тревожность, уязвимость и ранимость… Но надо верить, что из всего этого можно выпутаться и что жить все равно стоит, надо знать, ЧТО и КАК делать и, самое главное, надо обязательно ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!
2017-08-16 09:52 0 1
Городской Культурный центр продолжает проведение летних мероприятий на набережной Енисейска Преображается наша набережная. Год от года становится краше. Этим летом она ожила особенно, потому что превратилась в концертную площадку под открытым небом, на которой можно стать не просто зрителем театрализованного представления, но и его участником. Возможным это стало благодаря усилиям сотрудников городского Культурного центра.
2017-08-01 08:12 0 10
«Мы уже проходим Зырянку. Ориентировочно минут через сорок будем у вас», - сказал капитан яхты «Елизавета», которая почти двое суток как отчалила из Красноярска, устремившись в кругосветное путешествие «Маршрутами великих экспедиций». Не припомню, когда еще сорок минут тянулись так долго. Заняв в ожидании подхода судна самое высокое место на набережной, я старательно высматривала парус, который, по моим представлениям, должен был вот-вот показаться из-за поворота реки, рассекая небесную синь. В памяти тут же возник образ юной Ассоль… Ох уж эти сорок минут!
Другие материалы автора
16.08.17 Енисейская правда
0 1
16.08.17 Енисейская правда
0 1
01.08.17 Енисейская правда
0 10
Новое на портале
16.08.17 Курская правда
0 1
16.08.17 Енисейская правда
0 1
16.08.17 Енисейская правда
0 1
12.08.17 «Выксунский рабочий»
0 3
07.08.17 Браткова Татьяна
0 5 6