Браткова Татьяна
Народный танец в системе патриотического воспитания
14.06.2017
Общество, Культура, Развлечения, Прочее
Россия
Евгения Павловна Пунченко – заслуженный работник культуры,  руководитель студии танца «Фантазия», неоднократного победителя известных  международных, всероссийских  хореографических  конкурсов: Гран – При Международного фестиваля  «Варшавский полонез» (Польша), Гран – При Международного фестиваля  «В гостях у Карлсона» (Швеция), Гран – При международного фестиваля в Китае, Гран – При «На семи ветрах» (Ставрополь), Гран – При Супер Финала «Салют, таланты!» (Москва, Санкт –Петербург), Гран – При «Звездная феерия» Невинномысск, Лауреаты 1 - ой степени Всероссийского конкурса «Золотое кольцо России» (Иваново),  «Тихвинский Лель» (Тихвин), Звездная россыпь» (Железноводск) и другие.
Евгения Павловна говорит о роли танца в системе воспитания патриотизма.
- Евгения Павловна, в январе 1915 года была принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Расскажите, как реализуются цели и задачи Стратегии  в Вашем коллективе?
 - В Стратегии сказано,  что приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих  знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих ТРАДИЦИОННЫЕ  нравственные ценности, готовых к мирному  созиданию и защите Родины. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического и  создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям.
 Можно сказать, с целью реализации  задач  Стратегии разрабатываются и воплощаются в жизнь программы  танцевальной студии «Фантазия», которая была создана в 1993 году, в период, когда к культуре относились, как к необязательному аспекту  в жизни общества. Некоторые  люди  о танце говорили: «Нам ваши «тили - тили, трали-вали» не нужны». Время показывает, что тот, кто думает и говорит, что народный танец – это "тили – тили, трали-вали", глубоко заблуждается. Впрочем,  об этом заблуждении хорошо сказал  выдающийся баснописец А.И. Крылов: «Невежды судят точно так, в чем толку не поймут, то все у них – пустяк». Важной задачей  художественного, эстетического воспитания общества является  преодоление этого опасного заблуждения и формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.
     Одной из приоритетных задач  государственной политики в области воспитания является воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям.
Танец – это своеобразное видение мира, его открытие художественными средствами. Танец – это жизнь народа в миниатюре. Танец – искусство синтетическое, здесь и музыка, и хореография, и декоративно – прикладное  и изобразительное искусство.   Для того чтоб жил танец недостаточно хорошего композитора и хореографа, художника по костюмам, нужен обязательно зритель, который приглашается  в эту жизнь в миниатюре, чтоб увидеть, услышать, понять и открыть себя   посредством действия на сцене. Чтоб  увлечь  аудиторию, чтоб  зрители смотрели танец  на едином дыхании, не отрывая глаз от сцены, нужно быть сильным. Танцору надо  много знать, обладать развитой интуицией, интеллигентностью, способностью чувствовать настроение зала, слышать его, жить с ним на едином дыхании, только тогда танец достигнет результата. Мы бываем  на международных конкурсах, в разных странах  представляем наше государство, здесь необходимы не только знания языков, правил этикета, истории и традиций страны, но и умение с достоинством представлять Отечество и народ.  Без уважения к достоинству человека, национальным традициям это невозможно.
- Евгения Павловна, в  современном обществе  узкая профессионализация приводит часто к тому, что активность личности развивается в одном направлении, однобоко.
-  Для преодоления такой однобокости, гармоничного развития личности необходима более широкая активность личности, но чтоб все  действия были взаимосвязанными, необходима эстетическая осмысленность действий личности. Деятельность, творчество невозможны  вне гармонии развития ума,  чувства и воли человека. Подлинное творчество всегда явление общественное, поэтому узкий профессионализм без любви к обществу, людям, народу  несовершенен. А любовь развивается любовью к прекрасному, к родным отечественным эстетическим ценностям.
Евгения Павловна, какие качества необходимы личности для того, чтоб быть востребованным, конкурентоспособным, для того чтоб побеждать, чтоб добиваться таких фантастических успехов, каких добивается Ваша «Фантазия»?
- Изучение любого искусства начинается с познания элементарных основ во всех аспектах жизни, которые нельзя легкомысленно игнорировать.  Если не овладеть  первой ступенью мастерства,  не достигнуть совершенства.  Здесь необходимы упорный труд,  твердая воля, характер, мужество. Иногда кажется: изящность, виртуозность,  легкость в полете  танца и трудолюбие, твердая воля, характер, мужество несовместимы. Заслуженный работник культуры России, член Союзов журналистов и писателей России Джагафар Дауров сказал: «Мы приводим к вам детей, которые не умеют ходить, а у Вас они летают в танце, покоряя мир своим искусством». За этими словами, за всеми нашими  достижениями и наградами стоит самоотверженный труд, воля, характер, мужество.
Выдающийся советский педагог, Герой  Социалистического Труда В.А. Сухомлинский говорил, что нельзя быть педагогом, не овладев  тонким эмоционально – эстетическим видением мира. Я бы перефразировала:  нельзя стать настоящим человеком, не овладев тонким эмоционально – эстетическим видением мира.
«Через красивое  – к человечному – такова закономерность воспитания», - говорил В.А. Сухомлинский. Эта закономерность в основе воспитания народным танцем.
-Евгения Павловна, приоритетным направлением Стратегии так же является знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
- Глубоко убеждена, что танец, прежде всего, инструмент  национальной безопасности и  возрождения. Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Еще в первобытную эпоху возник танец, как непосредственное выражение радости по поводу успешного завершения  трудовой или военной деятельности. Затем  в классовом обществе произошло разделение  танца на народный и профессиональный.  В народном танце  находили выражение чувства народные, особенности его национального характера, величие духа в сочетании с пластикой. Народный танец – фундаментальная основа профессиональному. Коллективизм характерен для народного танца, - это длительный и непрекращающийся процесс, постоянно обновляемый... в котором достигалось единство массового и личного творчества. И это единство важнее и ценнее и крепче  многих формальных  политических  форм и методов воспитания единства.  Начинать развивать  чувство единства нужно с раннего детства.
- Почему?
В раннем детстве ребенок   может только любить, в это время в нем четко проявляется  генетическая традиционная связь поколений, заложенная  в коллективном творчестве в фольклоре. В народном танце проявляется художественный гений народа, его яркая индивидуальность. Художественная ценность танца в эмоциональном чувственно – психологическом содержании. Перефразируя Шиллера: «Плохой народ хороших песен не поет»,  скажем: «Хороший народ плохих танцев не исполняет». Эта   формула единства нашего народа осталась в хороводах, в  хоровых песнях. Это достоинство и достояние, которое высоко ценится во всем мире. Развитие  фольклора, его пропаганда, его экспорт  в другие страны  – одно из направлений  укрепления межнационального взаимопонимания, развития дружбы. Это и ответ на вечный вопрос: «Хотят ли русские войны?»
В полифонии многонационального искусства  России   отчетливо слышен голос каждого народа. Почему так ценятся за рубежом Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Кубанский казачий хор. Во время гастролей этих прославленных коллективов их забрасывали драгоценностями  наши бывшие соотечественники, показывая истинную цену родного искусства. Их концерты всегда проходили с аншлагом. Они демонстрировали гуманистический характер отечественной культуры и этим вносили вклад в дело мира, в межнациональный культурный обмен, в обогащение мирового культурного фонда.
- Евгения Павловна, выступая за рубежом, завоевывая призовые места на международных и всероссийских конкурсах, ансамбль «Фантазия» также вносит свою лепту в дело укрепления мира, поэтому можно смело сказать, что танец – посол мира.
  -  Вы  правы, наш коллектив всегда тепло принимают, мы видим доброжелательные, дружелюбные улыбки зрителей. Мы  будем всегда стараться достойно представлять искусство наших народов и в России и за рубежом.  Здесь же реализация направлений Стратегии - содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения, развитие культуры межнационального общения  приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства  народов.
- Евгения Павловна, вы проводите большую работу с детьми – сиротами, с детьми – инвалидами.
- В рамках реализации направления стратегии - привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, мы на каждый концерт приглашаем наших маленьких друзей из детских домов, реабилитационных центров.  
- Евгения Павловна, Вы вносите большой вклад в дело патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
- Мы осуществляем комплексный подход в этих вопросах, не на словах, а на деле  формируем у детей патриотизм, чувство гордости за свою Родину, защищаем интересы  Отечества на хореографическом горизонте.  Мы стараемся обеспечить  ориентацию молодежи  в современных общественно-политических процессах, происходящих в  мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
- Евгения Павловна, в  заключение расскажите о гражданском воспитании.
 - В системе гражданского воспитания большое внимание уделяется  развитию у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.   Безусловно, это все мы изучаем, но на мой субъективный взгляд, более значительно, когда ты добиваешься, чтоб на международных конкурсах флаг твоей Родины был высоко поднят в честь  победы российской команды. Это мощный инструмент для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных  ценностях.
-Благодарю Вас, Евгения Павловна. Желаем дальнейших творческих успехов Вам и Вашей «Фантазии» и  новых побед.
Фото из архива ТС "Фантазия"

 
Другие материалы автора
2017-10-11 05:47 0 1
«За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее»., - девиз XIX фестиваля молодежи и студентов.
2017-10-08 23:21 0 10
О мальчике из зоны боевых действий.
2017-10-08 22:34 0 8
9 октября исполнилось 74 года со дня освобождения Кавказа от немецко - фашистских захватчиков. Интервью с председателем Карачаево-Черкесского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Н.А. Такушиновым:
Другие материалы автора
11.10.17 Браткова Татьяна
0 1
08.10.17 Браткова Татьяна
0 10
08.10.17 Браткова Татьяна
0 8