Енисейская правда
Арктика – фасад России
15.06.2017
Общество, Культура, Местная жизнь
Россия, Красноярский край
«Открываем тетради, ребята, записываем тему: «Арктика – фасад России». Примерно так начинался во многих школах страны всероссийский урок, где произошло знакомство учащихся с самым северным регионом Земли, интерес к которому, побуждавший когда-то путешественников на подвиги, не остывает до сих пор. Более того, в последние годы развитию этого «ледяного царства» в России уделяется особое внимание.
«Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает слово «Арктика», - дает первое задание ученикам Наталья Федоровна Березуева, учитель географии енисейской школы № 1. Ответов долго ждать не пришлось: «Север, холод, белые медведи, острова, айсберги, исследования»…  «А вы знаете, что первым исследователем Арктики был грек?»
 
Туда, где ночи нет и светит солнце
Поверить в его рассказы было невозможно. Ну разве не выдумка то, что где-то на свете есть страна, в которой солнце не заходит даже ночью, что приливы и отливы повинуются луне? А это «свернувшееся море»? Что может быть нелепее! Так считали многие современники греческого путешественника Пифея, совершавшего свои географические открытия в IV веке до нашей эры. Однажды он отправился в путь на парусно-весельном судне из Мессалии (нынешнего Марселя). Выйдя в Средиземное море и миновав Гибралтарский пролив, Пифей взял курс не на юг, а на север, чем нарушил традиции мореплавания тех времен. Потом, через много веков, о его путешествии скажут: «Предприятие Пифея возникло из той чистой неподдельной страсти к истине, что свойственна всем великим исследователям и открывателям».  Кстати, «свернувшееся море» - это северные воды, покрытые плавучими льдинами. Только в 1935 году этот океан получил название Северный Ледовитый. Интересно, что после попытки первооткрывателя исследования северной земли остановились более чем на тысячелетие.
Русские путешественники внесли огромный вклад в открытие Арктики. В 1648 году отряд торговцев и казаков, ведомый Федотом Поповым и Семеном Дежневым, пройдя устья Колымы, через Восточно-Сибирское и Чукотское моря обогнул тогда еще безымянный (сейчас имени Дежнева) крайний северо-восточный мыс Евразии, и несколько кочей вошло в пролив, разделяющий Азию и Северную Америку. Столетия спустя пролив был назван в честь другого русского первопроходца - Витуса Беринга. Так постепенно познавался морской путь, который позже стал великим Северным, - путь вдоль «фасада России», как образно называл побережье Ледовитого океана выдающийся русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель вице-адмирал Степан Макаров. Экспедицию по части этого же пути когда-то заложил норвежский путешественник Фритьоф Нансен, в чьей команде был и енисейский голова Степан Востротин. Интересно, что все эти великие люди так или иначе связаны с Енисейском. А еще в этом году отмечается 85 лет знаменитой экспедиции Отто Шмидта, который впервые прошел из архангельского порта до Тихого океана за одну навигацию, положив начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири – легендарному Северному морскому пути.
 
Холодно, но интересно
Именно возрождение Северного морского пути вызывает сейчас особый интерес у многих стран мира, ведь, несмотря на всю сложность, экономически этот путь более привлекателен, чем путь южный, через Индийский океан. Особое значение эта транспортная магистраль имеет и для обеспечения жизнедеятельности Арктической зоны России, а это более четырех миллионов квадратных километров и свыше одного миллиона человек – эффективнее способа, чем завоз морским транспортом техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, до сих пор не существует.
В прошлом навигационный период в водах северных морей составлял в среднем три месяца в году. Сейчас поставлена задача сделать работу пути круглогодичной, и в 2009 году уже началось фактическое возрождение Северного морского пути (СМП). Пока годовой грузооборот через СМП составляет всего два миллиона тонн, но к 2020 году планируется этот показатель довести до пятидесяти миллионов. Кстати, СМП может способствовать развитию еще одной экономической составляющей страны, в частности, Красноярского края. Речь идет об арктическом туризме. Да-да, есть масса желающих провести свой отпуск, не греясь на нежном песке у теплого моря, а, напротив, подставляя лицо северным ветрам, с палубы ледокола осматривая побережье Карского, Баренцева и Белого морей, фотографируя моржей, белых медведей, птичьи колонии на скальных выступах и любуясь неповторимыми переливами северного сияния.
И все-таки главный экономический интерес России в Арктике – природные ресурсы. Уже сейчас 90 % всего газа и 10 % нефти, добываемых в стране, принадлежат месторождениям арктических регионов России. В ближайшие годы, считают ученые, российский сектор Арктики будет по-прежнему играть ведущую роль в добыче газа. Прогнозируется и увеличение добычи нефти, в том числе и на севере Красноярского края. 
 
Зайти, не навредив
Но, к сожалению, история человечества показывает, что там, где начинает свою активную деятельность человек, помимо всего хорошего неминуемо возникают и проблемы. Проблемы экологические в первую очередь. Даже сейчас, на уроке, предлагая рассмотреть фотографии причудливых ледяных глыб, учитель акцентирует внимание на темных цветовых вкраплениях на некоторых из них, появившихся в результате не вполне благополучной экологической обстановки. Пролитая нефть, брошенные тысячами бочки от горючего, прибившийся к берегам мусор – все это дело наших рук. И сокращение объема ледников – тоже. А потому вместе с разговором об экономическом развитии Арктики поднимается вопрос и о сохранении ее экологической безопасности. Об этом говорят и современные аварийно-спасательные станции МЧС, созданные по всему арктическому побережью России.
 
Северная граница
Еще одна безопасность – национальная – тоже усиливается в последние годы по всему «фасаду России». Если некогда защита нашей территории с севера была вполне естественной – холодовой, то теперь, когда технологии шагнули далеко вперед, а экономически Арктика стала интересна многим, безопасности севера страны стало уделяться внимание особое. Полярные войска и даже титановый флаг, установленный на дне Северного Ледовитого океана в ходе погружения батискафов «Мир-1» и «Мир-2», - все говорит о том, что свой фасад, в данном случае свою границу, мы готовы защищать. Кстати, основной целью погружения батискафов было доказать то, что хребты Менделеева и Ломоносова площадью почти в миллион квадратных километров являются продолжением континентального шельфа России и должны считаться территорией РФ.
Было в истории страны время, когда территория советского Заполярья защищалась особо: с самого начала Великой Отечественной войны подавление флота, разрушение береговой инфраструктуры и парализация Северного морского пути было планом гитлеровцев. И в августе 1942 года они начали наступательную операцию под названием «Страна чудес». Невероятным героизмом военных моряков, оборонявших Диксон, в октябре того же года операция была подавлена. Ни одну из заявленных ее целей немцам выполнить не удалось: они не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Но неудача не остановила нацистов. Еще в течение двух лет они строили грандиозные планы по нанесению удара по главной полярной транспортной артерии Советского Союза. К слову, участниками героических сражений, проходивших в сложнейшей ледовой обстановке, стали сторожевой военизированный корабль «Дежнев» и советский ледокол «Александр Сибиряков», экипаж которого почти полностью погиб, а само судно затонуло в ледяных водах. Еще в годы войны сложилась традиция: советские корабли, проходя мимо острова Белуха, приспускают флаги и салютуют гудками. Она сохранилась до сих пор. Моряки отдают честь своим товарищам, погибшим в неравном бою, отдают честь и «Сибирякову»…
…«А теперь вам нужно составить по нескольку вопросов к каждому разделу, о котором мы с вами сегодня говорили», - «возвращает» учеников из Арктики Наталья Федоровна. Кто знает, может, кто-то из них поведет атомный ледокол или посвятит себя изучению северной фауны; может, станет спасателем, исследователем, нефтедобытчиком или полярным путешественником, совершающим открытия… Пока же – звонок, конец урока. Но продолжение будет обязательно, ведь развитие Арктики – это наша перспектива.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора 
 
90 % всего газа и 10 % нефти, добываемых в стране, принадлежат месторождениям арктических регионов России
 
В 2017 году:
- 85 лет знаменитой экспедиции Отто Шмидта, который впервые прошел из архангельского порта до Тихого океана за одну навигацию, положив начало Северному морскому пути
 
- 75 лет обороны Диксона
Другие материалы автора
2017-06-26 07:33 0 4
Говорят, повторение – мать учения. Интересно, а повторение… наступания на одни и те же грабли, это что: верность выбранному маршруту, признак постоянства или же откровенная недальновидность? Разгадать эту загадку на очередном расширенном совещании о ходе реставрационных работ в Енисейске не смог, наверное, никто. Но в том, что эти «реставрационные» грабли существуют и что они уже весьма истоптаны – сомнений нет.
2017-06-07 07:06 0 10
«Пока артиллерия как следует не поработает, пехоту ведь не подымешь. А потом уж после танков – пехота – вперед! И ходом, ходом, ходом… Окружили японцев. Много их тогда в плен взяли» - это одно из немногих воспоминаний о войне Мингали Гасимовича Богоманова, жителя станции Абалаково. Вернее, это одно из немногих воспоминаний, которыми он может поделиться, чтобы не бередить своих душевных ран и не нарушать покой близких людей…
2017-06-03 11:01 0 14
Давно мечталось съездить в Стрелку, но не думалось, что повод для знакомства с поселком окажется столь трагичным: мощный пожар, вспыхнувший 24 мая, изменил до неузнаваемости сразу несколько его улиц, оставив после себя лишь пепелище да упирающиеся в небо печные трубы - словно памятники над погребенными привычными повседневными заботами, домашним уютом, планами и надеждами…
Другие материалы автора
26.06.17 Енисейская правда
0 4
07.06.17 Енисейская правда
0 10
03.06.17 Енисейская правда
0 14