Енисейская правда
Арктика – фасад России
15.06.2017
Общество, Культура, Местная жизнь
Россия, Красноярский край
«Открываем тетради, ребята, записываем тему: «Арктика – фасад России». Примерно так начинался во многих школах страны всероссийский урок, где произошло знакомство учащихся с самым северным регионом Земли, интерес к которому, побуждавший когда-то путешественников на подвиги, не остывает до сих пор. Более того, в последние годы развитию этого «ледяного царства» в России уделяется особое внимание.
«Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает слово «Арктика», - дает первое задание ученикам Наталья Федоровна Березуева, учитель географии енисейской школы № 1. Ответов долго ждать не пришлось: «Север, холод, белые медведи, острова, айсберги, исследования»…  «А вы знаете, что первым исследователем Арктики был грек?»
 
Туда, где ночи нет и светит солнце
Поверить в его рассказы было невозможно. Ну разве не выдумка то, что где-то на свете есть страна, в которой солнце не заходит даже ночью, что приливы и отливы повинуются луне? А это «свернувшееся море»? Что может быть нелепее! Так считали многие современники греческого путешественника Пифея, совершавшего свои географические открытия в IV веке до нашей эры. Однажды он отправился в путь на парусно-весельном судне из Мессалии (нынешнего Марселя). Выйдя в Средиземное море и миновав Гибралтарский пролив, Пифей взял курс не на юг, а на север, чем нарушил традиции мореплавания тех времен. Потом, через много веков, о его путешествии скажут: «Предприятие Пифея возникло из той чистой неподдельной страсти к истине, что свойственна всем великим исследователям и открывателям».  Кстати, «свернувшееся море» - это северные воды, покрытые плавучими льдинами. Только в 1935 году этот океан получил название Северный Ледовитый. Интересно, что после попытки первооткрывателя исследования северной земли остановились более чем на тысячелетие.
Русские путешественники внесли огромный вклад в открытие Арктики. В 1648 году отряд торговцев и казаков, ведомый Федотом Поповым и Семеном Дежневым, пройдя устья Колымы, через Восточно-Сибирское и Чукотское моря обогнул тогда еще безымянный (сейчас имени Дежнева) крайний северо-восточный мыс Евразии, и несколько кочей вошло в пролив, разделяющий Азию и Северную Америку. Столетия спустя пролив был назван в честь другого русского первопроходца - Витуса Беринга. Так постепенно познавался морской путь, который позже стал великим Северным, - путь вдоль «фасада России», как образно называл побережье Ледовитого океана выдающийся русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель вице-адмирал Степан Макаров. Экспедицию по части этого же пути когда-то заложил норвежский путешественник Фритьоф Нансен, в чьей команде был и енисейский голова Степан Востротин. Интересно, что все эти великие люди так или иначе связаны с Енисейском. А еще в этом году отмечается 85 лет знаменитой экспедиции Отто Шмидта, который впервые прошел из архангельского порта до Тихого океана за одну навигацию, положив начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири – легендарному Северному морскому пути.
 
Холодно, но интересно
Именно возрождение Северного морского пути вызывает сейчас особый интерес у многих стран мира, ведь, несмотря на всю сложность, экономически этот путь более привлекателен, чем путь южный, через Индийский океан. Особое значение эта транспортная магистраль имеет и для обеспечения жизнедеятельности Арктической зоны России, а это более четырех миллионов квадратных километров и свыше одного миллиона человек – эффективнее способа, чем завоз морским транспортом техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, до сих пор не существует.
В прошлом навигационный период в водах северных морей составлял в среднем три месяца в году. Сейчас поставлена задача сделать работу пути круглогодичной, и в 2009 году уже началось фактическое возрождение Северного морского пути (СМП). Пока годовой грузооборот через СМП составляет всего два миллиона тонн, но к 2020 году планируется этот показатель довести до пятидесяти миллионов. Кстати, СМП может способствовать развитию еще одной экономической составляющей страны, в частности, Красноярского края. Речь идет об арктическом туризме. Да-да, есть масса желающих провести свой отпуск, не греясь на нежном песке у теплого моря, а, напротив, подставляя лицо северным ветрам, с палубы ледокола осматривая побережье Карского, Баренцева и Белого морей, фотографируя моржей, белых медведей, птичьи колонии на скальных выступах и любуясь неповторимыми переливами северного сияния.
И все-таки главный экономический интерес России в Арктике – природные ресурсы. Уже сейчас 90 % всего газа и 10 % нефти, добываемых в стране, принадлежат месторождениям арктических регионов России. В ближайшие годы, считают ученые, российский сектор Арктики будет по-прежнему играть ведущую роль в добыче газа. Прогнозируется и увеличение добычи нефти, в том числе и на севере Красноярского края. 
 
Зайти, не навредив
Но, к сожалению, история человечества показывает, что там, где начинает свою активную деятельность человек, помимо всего хорошего неминуемо возникают и проблемы. Проблемы экологические в первую очередь. Даже сейчас, на уроке, предлагая рассмотреть фотографии причудливых ледяных глыб, учитель акцентирует внимание на темных цветовых вкраплениях на некоторых из них, появившихся в результате не вполне благополучной экологической обстановки. Пролитая нефть, брошенные тысячами бочки от горючего, прибившийся к берегам мусор – все это дело наших рук. И сокращение объема ледников – тоже. А потому вместе с разговором об экономическом развитии Арктики поднимается вопрос и о сохранении ее экологической безопасности. Об этом говорят и современные аварийно-спасательные станции МЧС, созданные по всему арктическому побережью России.
 
Северная граница
Еще одна безопасность – национальная – тоже усиливается в последние годы по всему «фасаду России». Если некогда защита нашей территории с севера была вполне естественной – холодовой, то теперь, когда технологии шагнули далеко вперед, а экономически Арктика стала интересна многим, безопасности севера страны стало уделяться внимание особое. Полярные войска и даже титановый флаг, установленный на дне Северного Ледовитого океана в ходе погружения батискафов «Мир-1» и «Мир-2», - все говорит о том, что свой фасад, в данном случае свою границу, мы готовы защищать. Кстати, основной целью погружения батискафов было доказать то, что хребты Менделеева и Ломоносова площадью почти в миллион квадратных километров являются продолжением континентального шельфа России и должны считаться территорией РФ.
Было в истории страны время, когда территория советского Заполярья защищалась особо: с самого начала Великой Отечественной войны подавление флота, разрушение береговой инфраструктуры и парализация Северного морского пути было планом гитлеровцев. И в августе 1942 года они начали наступательную операцию под названием «Страна чудес». Невероятным героизмом военных моряков, оборонявших Диксон, в октябре того же года операция была подавлена. Ни одну из заявленных ее целей немцам выполнить не удалось: они не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Но неудача не остановила нацистов. Еще в течение двух лет они строили грандиозные планы по нанесению удара по главной полярной транспортной артерии Советского Союза. К слову, участниками героических сражений, проходивших в сложнейшей ледовой обстановке, стали сторожевой военизированный корабль «Дежнев» и советский ледокол «Александр Сибиряков», экипаж которого почти полностью погиб, а само судно затонуло в ледяных водах. Еще в годы войны сложилась традиция: советские корабли, проходя мимо острова Белуха, приспускают флаги и салютуют гудками. Она сохранилась до сих пор. Моряки отдают честь своим товарищам, погибшим в неравном бою, отдают честь и «Сибирякову»…
…«А теперь вам нужно составить по нескольку вопросов к каждому разделу, о котором мы с вами сегодня говорили», - «возвращает» учеников из Арктики Наталья Федоровна. Кто знает, может, кто-то из них поведет атомный ледокол или посвятит себя изучению северной фауны; может, станет спасателем, исследователем, нефтедобытчиком или полярным путешественником, совершающим открытия… Пока же – звонок, конец урока. Но продолжение будет обязательно, ведь развитие Арктики – это наша перспектива.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора 
 
90 % всего газа и 10 % нефти, добываемых в стране, принадлежат месторождениям арктических регионов России
 
В 2017 году:
- 85 лет знаменитой экспедиции Отто Шмидта, который впервые прошел из архангельского порта до Тихого океана за одну навигацию, положив начало Северному морскому пути
 
- 75 лет обороны Диксона
Другие материалы автора
2017-10-11 12:13 0 8
Большие настенные карты, служащие наглядным пособием для учителей географии, всегда вызывали в нем интерес. Учителем географии была и его мама. Иван же, тогда ученик младшей школы, часто дожидался на маминых уроках окончания ее рабочего дня. Думал ли он, слушая рассказы о дальних городах и странах и водя пальцем по огромной карте, что когда-нибудь сам будет устраивать целые лекции о путешествии по городам России…
2017-10-08 05:38 0 13
В д. Горской Енисейского района открылся убойный цех «Спасибо за поддержку» - эти слова стали, пожалуй, главными на открытии в Енисейском районе очередного цеха мясокомбината. Действительно, без поддержки государства молодому предприятию, каким и является СППК «Хороший», было бы сложно даже удержаться на ногах, не то чтобы ступить на путь развития.
2017-09-28 07:25 0 11
В дождливую осеннюю погоду всегда приятно вспомнить о лете. А если вспоминать о нем в обществе увлеченных, позитивных людей, то и осень не кажется такой уж унылой. И хорошо, что встреча наша все же состоялась, а беседа получилась такой теплой. «Мы всегда хотели поучаствовать в «Усадьбе года», - признается моя собеседница Юлия Еркалова, взявшая, по ее словам, в семье на себя роль координатора и генератора идей. – Несколько лет присматривались к нему, и вот решились. Но специально для него ничего на своем участке не делали. Все это для души, для себя. Каждый день наш сад радует нас своей красотой.
Другие материалы автора
11.10.17 Енисейская правда
0 8
08.10.17 Енисейская правда
0 13
28.09.17 Енисейская правда
0 11