Браткова Татьяна
И дети, бегущие от грозы
11.06.2017
Общество, Культура, Наука и технология, Семья и отношения, Прочее
Россия, Москва
Японская пословица гласит: "Один день с великим учителем лучше тысячи дней усердных занятий».  Перефразируя пословицу, скажу, что бывает встреча, которая стоит многих лет усердных занятий. Об одной из них  этот рассказ.
 Это случилось во время проведения Международных Рождественских образовательных чтений - форума,  консолидирующего усилия  светской и православной педагогической общественности в духовно – нравственном воспитании, имеющего большое значение в общественной жизни. В  работе форума проводимого Русской Православной Церковью принимали участие представители государственной власти, педагоги, видные военноначальники, космонавты,   известные деятели науки и культуры, словом, все причастные к образованию и воспитанию молодежи. Участникам была  предоставлена возможность познакомиться и лучше узнать друг друга, лучше понять суть стоящих перед Русской Православной Церковью проблем, принять деятельное участие в их обсуждении и решении. «Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты. Образование – важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей»,– говорил  святейший Патриарх Московский и всия Руси Кирилл.
Во время выступления Президента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора  Н.Д. Никандрова, я обратилась к благочинному:
 - Ваше высокопреподобие, на мой взгляд, Вам необходимо встретиться с Президентом  РАО  Никандровым Н.Д.
- О чем Вы говорите! Это же всемирно известный ученый, выдающийся человек! Будет он говорить с каким – то  батюшкой из провинции».
-  Позвольте заметить,  Ваше высокопреподобие, Вы не какой – то, а протоиерей, кандидат богословских наук, настоятель храма, благочинный, директор православного лицея.  Слово этого выдающегося человека  имеет
великое значение, обладает  большим весом,  значительной плотностью, высоким  ритмом и, что не менее важно,   высоким  темпом. То, что Вам скажут сотни  десятки людей за год, он скажет за минуту.  И минутный разговор принесет большие плоды:  за словом  последует дело.
 Во время перерыва батюшка подошел к  Н.Д. Никандрову и Николай Дмитриевич  весь перерыв посвятил батюшке. Вокруг них  собралось много  участников Чтений, которые с интересом слушали диалог  Президента РАО   и священника.  Я смотрела на эту  незапланированную  встречу, и вспоминала упреки в свой адрес от чиновников, когда я священников сопровождала  на прием к министру образования республики: «Что Вы по Дому Правительства  в министерство образования и науки с попами ходите?! Мы от Вас этого  никак  не ожидали! Как Вы могли так опуститься?! Как Вы до этого докатились?!».  Видели бы  они эту беседу! Благочинный  был  глубоко удовлетворен результатами разговора, имеющим  большое значение для  работы  православного лицея,  впоследствии ставшего гимназией имени святого преподобного Сергия Радонежского.
А через несколько дней  члены   Редакционной комиссии для выработки обращения  к родителям и педагогам собрались в РАО. Среди нас были педагоги и священники  со всей страны и из – за рубежа, каждому предоставлялась возможность высказать свое мнение, предложение, замечание.  После  обсуждения  был принят  проект  обращения.  Я внимательно слушала педагогов России, зарубежных коллег, вспоминая  о том, что когда в 90 –е годы стала говорить о необходимости использования духовно – нравственного потенциала традиционных религий в педагогике, на меня смотрели как на сумасшедшую. Вместе с тем, воспитание  учащихся образовательного учреждения, в котором я работала,  с учетом духовно – нравственного  потенциала делало наших выпускников востребованными на рынке труда, конкурентоспособными и в России, и за рубежом. Работодатели ценили не только высокий профессионализм наших выпускников, но и  дисциплинированность, трудолюбие, исполнительность, честность и порядочность молодых специалистов. Многие из учащихся лицея уже в период производственной практики получали заработную плату больше родителей. И  более 60 % выпускников поступали в  лучшие высшие образовательные учреждения  России  по сокращенным срокам обучения. Из ВУЗов приходили хорошие отзывы не только о профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и о воспитанности, активной жизненной позиции выпускников. Необходимо заметить,  что большинство из наших  учащихся – дети из малообеспеченных семей,  для которых  раннее высшее образование считалось недосягаемым. Многие выпускники работали  за рубежом: в Германии, во Франции, в Аргентине, в США, в Турции. И один вопрос задавали все,  работавшие за рубежом: «Почему  нам мало говорили о религии, о вере?». А на родине меня неоднократно предупреждали, что  светская  педагогическая этика не позволяет заместителю директора по учебно- воспитательной работе лицея  посещать  храм, выступать в СМИ на темы духовно – нравственного воспитания, говорить  о значении духовно – нравственного потенциала в жизни общества. И поэтому для меня Международные Рождественские  образовательные чтения были и наградой, и  праздником!  И двойным  праздником стало то, что  заседание комиссии проходило  в Российской Академии образования.  Дело в прошлом, сегодня можно открыто говорить о  вере.  А тогда …  Министр образования  и науки республики, отправляя меня на Международные Рождественские образовательные чтения,  говорила: «Никому не говорите, по какому поводу Вы ездили в Москву». Были и другие предупреждения.  Я после разговора с ними читала мысли великих людей о вере всех времен и народов, которые не боялись, открыто  говорить о вере. Святейший Патриах Московский и всия Руси АЛЕКСИЙ II писал:   «Бог открыт каждому. В Новом Завете написано:          «Се стою при дверях и стучу». От человека зависит, откроет он двери своего сердца для Господа или нет».  Великий художник, мыслитель, изобретатель Леонардо да Винчи писал: «Никто не должен восхищаться ничем и никем, как только одним Христом».                  Великий художник  Микеланджело сказал: « Солнце – это не что иное, как тень Бога».      Выдающийся ученый Денни  Дидро:  «Глаза и крыла бабочки достаточно, чтоб раздавить безбожника».  Английский государственный деятель, эссеист и  философ Фрэнсис Бэкон: « Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно», «Малое знание отделяет от Бога, большое – приближает к Нему»,
«Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну». Немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель Иоганн Вольфганг Гете:  «Всякий,  кто не верит  в будущую жизнь, мертв и для этой». Римский философ и поэт Сенека: «Та душа велика, которая предается Богу; та же напротив мелочна и развращена, которая восстает против Бога, осуждает законы, управляющие миром».  Архиепископ Филарет: «Вера – душа народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся и предающийся  тлению».  «Без веры в то, что  возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, - писал Альберт Эйнштейн, - без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда остается основным мотивом всякого научного творчества».
Можно  привести множество  имен ученых, которые серьезно занимаясь наукой, были  при этом людьми религиозными, искренне верующими в Бога: Н. Коперник, Н.Кеплер,  Б.Паскаль,  И.Ньютон,  М. Ломоносов,  Л. Гальвано,  А. Вольт, А.Ампер, Д.Менделеев, С. Ковалевская, А.Попов, И.Павлов и многие другие. Это является убедительным примером того, что научные знания сами по себе не противоречат  религиозному мировоззрению, но, напротив, весьма успешно с ними сочетаются. Не могу  не упомянуть слов великого полководца генералиссимуса А. Суворова  (1730 – 1800): «Молись Господу, от Него победа!»   «Долго гонялся я за славою – все мечта, покой души у Престола   Всевышнего». Эти  и многие другие великие люди помогали мне в годы атеизма устоять в вере.  Я  искренне радовалась тому,   что стена атеизма пробита, что  духовно – нравственные ценности, без которых не бывает ничего великого, начинают возвращаться в наше общественное сознание. Вместе с тем, чтоб мои земляки хоть немного ощутили атмосферу  этого  международного образовательного форума, я  купила выступления  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Президента РАО Н.Д. Никандрова,  представителей  государственной власти, чтоб знакомить с этими материалами педагогическую общественность республики. И, собираясь уже уходить из здания РАО, подумала, что для достоверности, необходимо взять  автограф Н.Д. Никандрова на тексте его выступления.
Время было позднее, но ученые  еще работали.
Когда я вошла в приемную, я обратилась к референту Николая Дмитриевича:
-  Я возвращаюсь в СКФО с Рождественских чтений. По приезду домой  я буду делиться впечатлениями с министром образования республики, с директором моего учреждения, с педагогической общественностью.  Они могут не поверить, что сам Николай Дмитриевич  лично выступал на Пленарном заседании МРОЧ. Помогите, пожалуйста,  мне взять автограф у Николая Дмитриевича.
И положила на стол три брошюры с текстом выступления.
  Референт внимательно меня выслушала и сказала:
- Три автографа - это много. Верить   Богу,  верить   Президенту РАО  или  Вам  - это личное дело ваших  министра и директора. Автографы  Президента РАО  Н.Д. Никандрова здесь не помогут: вера – дар Божий, который дается ищущим и любящим Создателя. А лично для Вас я автограф у Николая Дмитриевича  попрошу. Присядьте, пожалуйста, у Николая Дмитриевича представители СМИ. Придется немного подождать.
Я присела, наблюдая за работой приемной: в такой поздний час  приемная работала в напряженном ритме. И мне стало стыдно за то, что мешаю людям работать. Ведь я  никогда раннее, встречаясь со многими  выдающимися людьми,  не просила автографов. Трезво оценив обстановку, я поблагодарила референта  и попросила  вернуть мне выступление Николая Дмитриевича.
- Спасибо вам за урок. Нельзя отвлекать от важных дел Николая Дмитриевича. Мне вполне достаточно того, что я  видела и  слышала его  слова о значении духовно – нравственного  воспитания и имею текст выступления.
Референт, выслушав меня, улыбнулась и твердо сказала:
- Извините.  Теперь я настаиваю:  подождите еще несколько минут.
Эти несколько минут я потратила на  дорогие для меня встречи с известными выдающимися учеными, которые подготовили для меня материалы о современных  педагогических технологиях.
А когда вошла в приемную, референт сказала:
- Николай  Дмитриевич  Вас ждет в библиотеке.
В библиотеке у  Николая  Дмитриевича   были представители СМИ и работники министерства образования РФ и  вместе с ними  - все великие педагоги мира, собрания сочинений  которых стояли  на полках книжных шкафов,  и  знакомые нам с детства дети на полотнах великих живописцев. Я смотрела на собрание сочинений выдающихся педагогов мира, на  полотна выдающихся мастеров живописи, вспоминая слова И. Репина: «Красота – дело вкусов, для меня она в правде».   А правда в том, что и кабинет Президента РАО, и библиотека, и его сердце, мысль, вся жизнь его целиком и полностью  всегда принадлежит детям.
Все, улыбаясь, смотрели на меня, Николай  Дмитриевич предложил мне чай, кондитерские  изделия. За окном был холодный морозный и снежный февральский вечер,  а  атмосфера в библиотеке у Президента РАО  была такая теплая и доброжелательная, словно меня здесь давно – давно ждали, и каждый всем своим видом говорил: «Ну вот, наконец,  Вы  и пришли!».  Я смотрела на  полотна выдающихся живописцев,  на которых изображены дети,   и вспоминала слова из обращения известных современных  выдающихся  ученых:  « Как ни тяжело, все же необходимо признать, что сегодняшний мир быстро утрачивает двухтысячелетнюю духовность, культуру и нравственность. Взамен приходит культура низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению, даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины. История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех очевидной стала угроза элементарной полноценности, жизнеспособности нашего  потомства. Сейчас уже совершенно ясно, что тотальный кризис, охвативший нашу страну, имеет, прежде всего, духовную природу. Если мы не поймем этого, и не сумеем принять надлежащих мер, никакие экономические, политические программы не смогут ничего изменить к лучшему. Они будут разбиваться о своекорыстное стремление к наживе любыми средствами при полном отсутствии критериев добра и зла. Эти краеугольные понятия, такие же, как воспитание совести, самоотверженности и бескорыстия, верности и уважения к достоинству человека по свидетельству истории минувших тысячелетий имеют религиозное происхождение». экс -Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов,экс - Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Председатель Российского союза ректоров  В.А. Садовничий.  
Как мало  мы знаем об этих выдающихся людях, посвятивших всю жизнь делу образования и просвещения народа, науке,  призванных спасать детей, бегущих от грозы невежества, безграмотности, преступности, наркомании и других ассоциальных явлений? Николай Дмитриевич писал, а я смотрела на книги и картины.
В моей педагогической деятельности всегда большое  место занимала библиотека. Любой педагог  профессионально умирает без повышения квалификации, профессионального совершенствования, постоянной творческой связи с выдающимися педагогами всех времен и народов. Во всех образовательных учреждениях, где я работала, и по долгу службы, и по зову сердца курировала библиотеку, большое внимание уделяла комплектованию фондов.
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие  свой драгоценный груз от поколения к поколению», - эти слова  принадлежат  выдающемуся философу, государственному деятелю Френсису Бэкону. Чудом, достойным поклонения и любви, считали книгу многие прославленные умы человечества, посвятившие ей теплые и возвышенные слова. Выдающийся  писатель Максим Горький называл книгу «величайшим из чудес, созданным человеком». Книгам великих писателей открыты все гавани мира. Как в гавани ждут корабль, возвращающейся из дальних странствий, так я вхожу в любую  гавань мысли – библиотеку, которая  является частью   моей жизни и арсеналом   духовного, нравственного, профессионального образования. Я видела много библиотек и в нашем Отечестве, и за рубежом, но я не встречала   «гавани мысли» где были собрания произведений всех  выдающихся педагогов мира! 
И пока Николай Дмитриевич писал автограф, я смотрела на книги и словно слушала вечно современных классиков:
Платон: «Государственная должность…  состоящая во всевозможном попечении мальчиков и девочек… - эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве».
 «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, -  писал К.Д. Ушинский – отец русских учителей,  - воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. Эта почва, из которой выросли новые поколения России, сменяя одно за другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно».
Он же: « Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей  истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо»,
Н.И. Пирогов: « В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке… Но с другой стороны, нельзя и допустить, чтоб эти действия были совершенно  произвольны, неправильны, диаметрально противоположны».
Макаренко А. С. считал, что работа воспитателя самая трудная, « возможно, самая ответственная и требующая от личности  не только наибольшего напряжения, но и больших сил, большей ответственности».
В.А. Сухомлинский: « Век математики – хорошее крылатое выражение, но оно, в сущности, не отражает того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны  думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».
 Воспользовавшись паузой, я обратилась к Николаю Дмитриевичу:
 - Николай Дмитриевич, в переводе с греческого языка, имя Никандр означает «Муж победы», имя Николай – « Побеждающий». В трудное для  Родины  постатеистическое время Вы  в полный рост встали на защиту духовно – нравственных ценностей, которые важны не только для России, но и для всего мира. Ваша жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души, полный забот,  тревог, радостей, это ежедневное испытание на мудрость, доброту, любовь,  гражданскую ответственность и  профессиональное мастерство, человеческую незаурядность, это вечное испытание на мужество.  Просвещение  всегда было борьбой с тьмой, в наше время, тем более. Великий А.Я.Коменский  не случайно проводил аналогию между учителем и полководцем, ведущим наступление против безнравственности, невежества,  варварства. Позвольте Вам выразить благодарность  и за Ваши труды, и за Вашу  гражданскую позицию, и за мужество.
Николай Дмитриевич дописал автограф,  улыбнулся  и сказал:
- Такое выслушать мог позволить себе только великий вождь всех народов. Тем не менее, я  искренне признателен за добрые слова.
 Сделав галантный жест, вручил мне  книгу с автографом.
- Николай Дмитриевич, Вы не только мне оказали внимание, всему женскому корпусу педагогов, оставшихся верных призванию  в условиях рыночных перемен, не променявших школы на рынок и не превративших школу в рынок, и тем, кто не побоялся говорить о традиционных отечественных  нравственных ценностях в условиях атеизма и перестроечных катаклизмов.
 Попрощалась со всеми присутствующими  и покинула РАО.
Я шла по зимней ночной Москве и не замечала летящих колючих снежинок, холодного пронзительного ветра, гололеда. Вспомнились слова Н.Д. Никандрова из его выступления на Рождественских чтениях:
«Много раньше, в смутные времена  начала ХYII века Патриарх Гермоген, призывая народ к  российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны, и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»  
На сердце было светло и радостно. Я  люблю нашу столицу, еще и за то, что она всегда мне дарит  встречи с удивительными людьми, запоминающиеся на всю жизнь.
  Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего   любовь  к детям: « Если учитель имеет только имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, если учитель соединяет в себе  любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель». Мы часто повторяем  эти слова, забывая о том, что Бог есть Любовь.
«В чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей сегодня мир и ставящий его на край гибели? Не мы ли – разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных  правил семейного порядка, не мы ли отдавшие чад своих на воспитание «в страну далече», где питают их волчицами и тернием и уводят от Отца Небесного? Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог»,- писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
    Мне всегда  хотелось, чтоб у каждого ребенка на сердце после встречи с педагогом всегда было светло и радостно, ибо в первую очередь свет и радость несет истинное просвещение. И  только в  этом радостном свете  просвещения может развиваться  ребенок,  его познавательная активность, его духовно – нравственные качества, и об этом говорили все великие педагоги. Тогда наши дети будут расти умными, здоровыми, добрыми, благополучными, послушными и вместе с тем мужественными, стойкими, целеустремленными.  И пусть  в нашей действительности никогда  не будет широкоизвестных, памятных с детства, сюжетов хрестоматийных полотен Маковского «Дети, бегущие от грозы»,  Решетникова  «Опять двойка»,  Перова «Тройка». Но как много для этого предстоит сделать!
Другие материалы автора
2017-12-06 10:21 0 5
11.12.2017 года Москва прощается с Л.Броневым.
2017-12-05 19:23 0 5
6 декабря вселенская история отмечает день святого благоверного князя Александра Невского, святителя Митрофана Воронежского. Идет сильный снег...
2017-12-02 06:39 0 5
О роли педагога в воспитании патриотов.
Другие материалы автора
06.12.17 Браткова Татьяна
0 5 5
05.12.17 Браткова Татьяна
0 5 19
02.12.17 Браткова Татьяна
0 5