Браткова Татьяна
Закон сохранения любви
03.06.2017
Общество, Культура, Семья и отношения, Здоровье, Прочее
Россия
Конституция РФ гарантирует  гражданам  России право на образование.
Образование -  единый процесс  физического и духовного  формирования личности, процесс социализации, сознательно  ориентированный на некоторые идеальные образы, на зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
По мнению автора, этот процесс   эффективен в том случае, если в образовательном процессе  действует закон сохранения любви. И только в этом случае гражданин в соответствии с Конституцией РФ может реализовать свое право, а  образование станет для него   общечеловеческой ценностью и средством трансляции культуры.
Ретроспективный взгляд на историю педагогики  показывает: цели образования исторически менялись.  История образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и чередованием двух основных групп воззрений или концепций образования: природосообразного и культуросообразного.  В концепции природосообразности образования утверждается, что становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога, «образование» трактовалось, как сотворении человека по  образу Божьему,  иначе назвалось просвещением, а  учительство было первой ступенью священства. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление, образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии и под влиянием общественной жизни. История не знает безрелигиозной культуры. Культура формирует человека и его отношение к жизни. Известный русский философ И.Солоневич, рассматривая практику жизни различных народов и исторически сложившиеся  культурные типы, утверждает, что никакой культурный тип не может быть  жизнеспособным при изменении духовных установок. Жизнь в чужой культуре будет прозябанием или духовной гибелью. Вслед за духовной гибелью идет гибель физическая.
В условиях демографического кризиса особенно важно  осмыслить  значение образования как базового инструмента  культурного наследования, обеспечения самобытности  общества, национально - культурной  идентичности и суверенности государства. Демографическая проблема является важнейшей целью государственной политики. Важная роль в достижении  цели принадлежит учителю. «Дети - гости настоящего и хозяева будущего», - писал В.Г. Белинский. Поэтому  не случайно говорят: «Будущее страны в руках педагога». Педагог тысячекратно повторяется в других судьбах,  осуществляя связь времен,  передавая эстафету из настоящего в будущее.
Высокое предназначение  педагога - сотворение  личности, утверждение человека в человеке. Выдающийся педагог  Я.А. Коменский приводил ряд блестящих аналогий между  учителем и садовником, с любовью выращивающим растения, между учителем и архитектором, с любовью застраивающим  мир прекрасными зданиями, учителем  и скульптором, с любовью шлифующему умы и души людей, с полководцем, который ведет  наступление против варварства и невежества.
Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего  гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви  к детям. « Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, если учитель соединяет в себе  любовь и к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Любовь стоит у истоков существования человека - его психическая защищенность  и уравновешенность, его способности и даже таланты закладываются  материнской любовью. Лишенному этой любви, выросшему в равнодушной, отчужденной атмосфере всю дальнейшую жизнь  плохо, он чувствует себя одиноким,  остро ощущает  неустроенность своего бытия,  хрупкость окружающего мира.  И  единственное спасение опять же любовь, которая будит уснувшую,  замерзшую душу, возвращает  человека из  механического  автоматического состояния в полнокровную жизнь.  О  любви, как творчестве самого себя писал   С.Л. Франк: « Я «расцветаю»,  «обогащаюсь», «углубляюсь», впервые начинаю вообще  подлинно быть  в смысле опытно - осознанного  бытия, когда я люблю, то есть самозабвенно отдаю.
Любовь -  важный  гносеологический фактор, т.е. познавательная сила. Нелюбящий педагог не может научить ребенка любить себя, окружающий мир, знания, верить в свои силы.  Исследования показывают, что 30%  гениев в школе были двоечниками. Позволю себе напомнить о  маленьких неудачах великих мужей: известно, что А.С. Пушкин был  «абсолютным  нулем» в математике, Л.В. Бетховен с трудом выучил таблицу умножения, Роден, Черчилль страдали расстройством речи. Поэт Роберт Бернс с трудом научился читать.  Эйнштейн в 15 лет  был исключен из гимназии за неуспеваемость. А.П. Чехов был оставлен на второй год в 3 классе за отставание  в словесности. Ф. Шаляпина не приняли в церковный хор, а М. Горького приняли в церковный хор, но не приняли на филологический  факультет  Казанского университета. Д. Мейджор  покинул школу, недоучившись, не выдержал экзамен на место кондуктора автобуса, поскольку плохо считал, но со временем стал премьер - министром.
По информации европейской ассоциации «Евроталант», до 30% детей исключенных из школ за неуспеваемость составляют одаренные дети.
Каждого настоящего педагога  эта информация  заставляет  задуматься о перспективах работы даже с самым слабым  учеником.
В рамках  образования  начинается и заканчивается социальное взросление человека,  идет процесс достижения   психологической и духовной зрелости, в ходе которого  ребенок формируется как личность, становится человеком в полном смысле этого слова. Именно поэтому древние философы утверждали, что  процесс обучения невозможен без любви.       Крупнейший византийский богослов Максим Исповедник говорил, что  только любовь  возжигает в душе «свет  ведения» и, более того, она бесконечна, именно она очищает дух человека от ложных пристрастий,  открывая духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца, под которым христианство имеет не физическое сердце, а  некий  духовно - душевный центр.  Именно в нем обретает человек все «сокровища  премудрости и ведения». Только в учебном процессе, где  ребенку педагог с любовью передает знания как эстафету  от предыдущих  поколений последующим, ум преобразуется, уподобляясь Божественному Уму, становится мудрым, благом,  человеколюбивым, милостивым, долготерпеливым - «словом, почти все божественные свойства в себя приемлет». « А отлучающийся от Бога ум становится либо скотским, погрязнув в сластолюбии, либо зверским, побуждающим нападению на людей ради скотских удовольствий», -  слова,  произнесенные  Максимом Исповедником в VII веке,   пророчески предсказывают состояние  общества в современном  мире.
Созвучны они  с мнением современных  выдающихся  ученых: « Как ни тяжело, все же необходимо признать, что сегодняшний мир быстро утрачивает двухтысячелетнюю духовность, культуру и нравственность. Взамен приходит культура низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению, даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины. История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех очевидной стала угроза элементарной полноценности, жизнеспособности нашего  потомства. Сейчас уже совершенно ясно, что тотальный кризис, охвативший нашу страну, имеет, прежде всего, духовную природу. Если мы не поймем этого, и не сумеем принять надлежащих мер, никакие экономические, политические программы не смогут ничего изменить к лучшему. Они будут разбиваться о своекорыстное стремление к наживе любыми средствами при полном отсутствии критериев добра и зла. Эти краеугольные понятия, такие же, как воспитание совести, самоотверженности и бескорыстия, верности и уважения к достоинству человека по свидетельству истории минувших тысячелетий имеют религиозное происхождение», экс -президент Российской академии наук Ю.С. Осипов, экс - президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Председатель Российского союза ректоров  В.А. Садовничий.   
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Российской академии образования, отметил важную роль педагога: « Я надеюсь, что осознание  приоритетности  педагогической работы придет, люди поймут, что от педагога, учителя зависит благополучие общества».
ХХI век, по его словам, является «веком образования», в том числе и потому, что, тот «колоссальный поток информации, который обрушивается на человека,  может быть усвоен только в правильной образовательной системе, формирующей личность, побуждающий ее работать на общее благо».
Психолого - педагогические исследования не дают возможности записать задачу, полученную при анализе процесса обучения в виде  задачи  математического программирования, так как мы слишком слабо знаем функциональные зависимости между различными составляющими процесса обучения (учебное время, методы обучения, содержание образования,  реальные возможности учащегося,  способности  учителя), чтобы записать их по аналогии, скажем,  с законами Ньютона.  Законы воспитания не выдумываются. Они открываются по мере  углубления понимания воспитания как объективно - закономерного  общественного явления в процессе осмысления  личного и чужого педагогического опыта. По мнению автора, есть один принцип, характеризующий главные свойства   педагогической системы, о котором  необходимо говорить как о законе.  Одним из основополагающих законов педагогики  должен быть Закон  сохранения любви:
«Результат процесса образования, формирования личности  прямо пропорционален любви  родителей  и педагогов к ребенку».
Как следствие, счастлив ребенок, который воспитывается в любви, он достигнет великих целей и сделает счастливыми многих.
Но много счастливых  мы видим среди детей, идущих в школу?  Много счастливых детей на уроке  в классе? Много  детей, которые  считают  высшим благом познание и которых современное образование  обогатило Знанием? Много детей, для которых экзамен - праздник?
Статистика говорит, что  около 10 %  детей заканчивают школу здоровыми. Автору неизвестно, что говорит статистика о детях, которые по разным причинам  становятся беспризорниками или не доживают до окончания образовательного учреждения.
Старая легенда говорит: « Когда на земле появился первый педагог, к нему с небес спустились две феи: добрая и злая. И сказала злая фея: « Ты будешь несчастлив,  ибо всю жизнь станешь возиться с непослушными детьми. И сказала добрая фея: «Ты будешь счастлив, ибо ученики твои перерастут тебя, и нет высшего счастья на земле». Сегодня к этой легенде я бы добавила третью фею: печальную, которая сказала бы педагогу: « Ты будешь печален, потому что будешь видеть, как гибнут твои ученики, и нет  большей печали на земле…»
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский  говорил: « В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если  спасение наше зависит, лишь от замученного ребенка, и не принять этого спасения».
Учение - великий труд, который без любви  превращается в каторжный. И словно бурлаки на Волге в знаменитой картине выдающегося художника Ильи Репина, тянут дети лямку  «познания», если педагог относится к детям и делу без любви.
Важнейшей стороной любви является то, что в ней происходит творчество человеком самого себя, сотворение человека. Известный художник П.Пикассо вспоминал: «Моя мама говорила мне: если ты станешь солдатом, то будешь генералом, если монахом, то - настоятелем. Я стал художником и стал Пикассо».
В романе Ч.Диккенса «Дэвид Копперфилд» молодой Дэвид безжалостно карается  отчимом и его сестрой за малейшую провинность. Дэвид так говорит о своих чувствах: « Я мог бы на всю жизнь стать лучше, я мог бы стать совсем другим человеком,…если бы услышал доброе слово».
Трагедия стара как время - сколько испуганных, отверженных сердец так и не дождались  добрых слов, на всю жизнь, сохранив стереотип отверженности, калеча  отверженностью, агрессивностью  и свою жизнь, и  жизнь  других людей.
Мудрый царь Соломон писал: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует». (Пр.12:18) От острого языка на сердце остается шрам, от доброго слова шрамы сердца затягиваются.
«Любовь…все переносит», - писал апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам.  «Любовь долготерпит… все переносит». На первый взгляд это одно и то же. Для нас привычнее воспевать громкие подвиги любви, чудеса, которые она творит. Но апостол Павел не мог ошибиться. В незаметном каждодневном  трудном  пути педагога заключается его подвиг,  условием, основанием которого  является долготерпение. В минуту увлечения и в минуту воодушевления мы готовы на всякую жертву, но не в эйфории восторженности  истинная любовь. Истинная любовь  докажет свою силу в  обыденной жизни, незамеченная никем: в горячих незримых слезах, в жертве, принесенной в уединении после жестокой душевной борьбы, в преодолении ежедневных раздражений, несправедливых осуждений, непонимания,   молчаливого отвержения. Если и  тогда любовь не умрет, она достойна  хвалебного Гимна любви апостола Павла. 
Любовь - результат  специфического усилия: это усилие во что бы то ни стало остаться живым.
Как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречаются довольно редко, так же редко, как и человек, поступающий по совести.
 В.С. Соловьев писал, что настоящая любовь, возможно, еще не встречалась в человеческом опыте. (Если не учитывать святых всех времен и народов).  По его мнению,  любовь имеет не только земной, но и вечный смысл как поиск  человеком самого себя, как преодоление бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти. «Какое  значение имеет слово для образования человеческой   общественности и культуры, такое же и еще большее имеет любовь для создания истинной  человеческой индивидуальности». 
Воспитать и обучить ребенка без любви невозможно!
Воспитание ребенка без любви приводит  к физическим, моральным, психическим недостаткам, низкому уровню сознательности, нерасторопности, неорганизованности,  недисциплинированности,  неисполнительности,  отключению  мыслительное - познавательных процессов, отсутствию активной жизненной позиции,  увлеченности,  к неразвитой эмоциональности.  В целом это выражается в бесперспективности обучения.
Прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты Н.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский  отмечали  огромное  влияние  познавательной активности  на качество знаний учащихся, а плохое  усвоение  знаний напрямую  связывали с отсутствием  мотивации к учению. Ян Амос Каменский   в книге «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие  ни начинать, нужно прежде всего, разбудить  у учеников серьезную  любовь к нему, доказав превосходство  этого предмета, его пользу».
 Моцарт говорил,  новую симфонию он «слышит» от начала и до конца сразу в один миг. Эти минуты он считал для себя самыми  счастливыми и высшими в творчестве. 
Каждый ученик в идеале должен стать для педагога «неповторимой симфонией», тогда он станет Моцартом в педагогике, помогая  исполнить   м о т и в  ученика, помогая ему «зазвучать», осознать истинное  призвание. Любовь настраивает душу на вселенную,  любовь  открывает сердце музыке сфер, делает деятельность эхом  космоса, неповторимой и уникальной. Вот почему автор считает, что в условиях глобализации любовь педагога является   одним из важнейших факторов, без которого невозможно осмысление  оценки человеческих возможностей  в новых исторических и социальных условиях, развития самосознания, самопознания,  самоопределения, самооценки, следовательно, и самовыражения  самоактуализации, самореализации ученика.
«…Истинная тайна человеческого существа открывается  лишь при установке любви и доверия… и лишь тогда мы достигаем живого знания  непостижимой реальности, подлинно образующей существо личности», - говорил С.Л. Франк.
У любви есть основания метафизические. Метафизическое сознание - это видение бесконечности, которое лишь на миг  удается выразить в словах или звуках. Именно любовь откроет педагогу  бездонную  неисчерпаемую глубину любимого ученика,  и в этом, как представляется, заключена  основная тайна любви педагога, мастерство, искусство   его формирования личности. И опыт всех великих педагогов все времен и народов тому свидетельство.
Понимание того, что  человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в Послании  святого апостола Павла коринфянам в строках, которые являются блестящим образцом  поэтической прозы,  и носят название «Гимна любви»:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Коринфянам 13, 1-3)
Д. И. Менделеев писал:  «Гордость учителя в росте посеянных им семян». Открывая и развивая способности, дарования, таланты учеников, любящий педагог воспитает  плеяду последователей талантливых, достигающих максимальных результатов  в разнообразных видах деятельности, но  одинаково любящих жизнь, передающих эту любовь к жизни и к знаниям, словно огонь Прометея  следующим поколениям, и в этом заключается  сила Закона сохранения  любви.
Другие материалы автора
2017-12-17 08:04 0 1
О заслуженном работнике культуры КЧР Назире Идрисове, 50 лет посвятившему фоторепортажу.
2017-12-16 21:02 0 1
О выставке художника М.Гаджиева
2017-12-16 06:54 0 1
О возрождении ДПИ и народных промыслов в коллеже культуры и искусств им. А.Даурова в Черкеске
Другие материалы автора
17.12.17 Браткова Татьяна
0 1
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 12
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 4
Новое на портале
17.12.17 Браткова Татьяна
0 1
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 12
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 4
15.12.17 Браткова Татьяна
0 1
14.12.17 Браткова Татьяна
0 1 10