Курская правда
Яркий строитель церковной и общественной жизни
30.05.2017
Общество
Россия, Курская область
– Где бы ни приходилось мне быть на протяжении долгих лет служения за границей, я ни одного отпуска не провел там. Потому как знал, что нет на белом свете уголка лучше и красивее дмитриевской земли с ее замечательными людьми, прекрасной природой и красавицей Свапой, – эти слова митрополита Феофана (Ашуркова) на праздновании дня города Дмитриева звучали с особой душевной теплотой и сопровождались аплодисментами земляков.
В этот же день он был удостоен звания почетного гражданина Дмитриевского района. А совсем недавно дмитриевцы были приглашены в Казань по случаю юбилея владыки Феофана – ныне митрополита Казанского и Татарстанского, главы Татарстанской митрополии. В приветственном адресе своему известному земляку они написали: «…Ваш подвижнический труд по духовно – нравственному воспитанию россиян, сохранению общественного мира и согласия, гармонизации межконфессиональных отношений в нашей стране заслуживает самого глубокого уважения и почитания».
Владыка Феофан – человек, которого знает практически весь мир. Он был пострижен в монашество в 1973 году наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Нес послушание в Русской духовной миссии в Иерусалиме, был секретарем экзархата Центральной и Южной Америки, экзархом патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки, представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока…
В России тем более хорошо известен выпускник Московской духовной семинарии, слушатель столичной духовной академии, окончивший ее со степенью кандидата богословия. Он назначался заместителем председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, решением Священного Синода был определен  епископом Магаданским и Синегорским, управляющим Ставропольской епархией и ректором здешней духовной семинарии, архиепископом Челябинским и Златоустовским, митрополитом Симбирским и Новоспасским. Два созыва являлся членом Общественной палаты Российской Федерации. Возглавлял различные группы палаты, вел большую общественную работу.
Всюду, где бы ни служил владыка Феофан во благо Отечеству и православию, он оставлял в памяти людей добрый след.  Куряне же особенно гордятся тем, что он, ныне митрополит Казанский и Татарстанский, – уроженец нашего региона.
 Иван Андреевич Ашурков родился в городе Дмитриеве в семье служащих. А в дмитревском селе Романовке на небольшой возвышенности стоит Вознесенская церковь. Старожилы рассказывают, что именно в ней будущий владыка Феофан крестился и нес послушание пономаря  до ее закрытия. Много лет спустя, говоря о людях, пострадавших за веру, он подчеркнет, что такая же искалеченная судьба была и у многих православных храмов. В самой же Романовке и сегодня можно услышать легенду о том,  как сброшенный с купола большой красивый кованый крест «сразу ушел в землю». Взялись, было, мужики за лопаты, да сколько ни копали, не нашли его. Сегодня Вознесенский храм восстановлен и является украшением села. За большую помощь в возрождении его прихожане благодарят своего именитого земляка.
Романовка дорога Ивану Андреевичу Ашуркову и тем, что здесь начиналась его подвижническая деятельность, и тем, что здесь, как говорят дмитриевцы, «его корень». Он восстановил дом, в котором жили его родители, посадил сад. Хозяин любит приезжать сюда в цветущем мае, когда в его саду в кружевном бело-розовом наряде стоят яблони.  В нынешнем мае владыка приехать не смог, но на юбилей, как мы уже знаем, пригласить земляков не забыл.
В день своего 70-летия владыка Феофан получил поздравления от  известных религиозных, государственных и общественных деятелей России и ряда зарубежных стран. Митрополита Феофана поздравил и святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл:«…Являясь правящим архиереем Казанской епархии и главой Татарстанской митрополии, Вы заботитесь о должном развитии церковной жизни во вверенном Вашему попечению уделе, о христианском просвещении современников, о духовно-нравственном возрастании молодежи. Вы неизменно уделяете внимание соработничеству со светскими властями Республики, ведете диалог с представителями исламской общины региона».
Чем бы конкретно ни занимался  митрополит Феофан, он всегда действовал дипломатично, тонко, снискав тем самым расположение к себе людей самых разных. Проводил массовые крещения жителей Северной Осетии, основал здесь первый женский монастырь в честь Богоявления Господня, несколько храмов восстановил в Ставропольском крае. Ему удалось улучшить отношения с государственными органами и различными конфессиями Северного Кавказа.
В печально известном в России1993 году Феофан, к тому времени заместитель председателя ОВЦС Московского патриархата, участвовал в переговорах конфликтующих сторон.
Во время теракта в Беслане в 2004 году управляющий Ставропольской епархией выделил в монастырях места для размещения пострадавших детей и обеспечил их всеми необходимыми медикаментами – в лечебных учреждениях мест уже не хватало. А когда в августе 2008 года начались военные действия в Южной Осетии, по указу архиепископа Феофана в Богоявленском Аланском женском монастыре в Северной Осетии был открыт реабилитационный центр для пострадавших детей. Не случайно является он почетным гражданином Ставрополя, Черкесска, Владикавказа…
В середине девяностых годов ХХ столетия архимандрит Феофан – член Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов. Среди множества его наград есть благодарность Президента РФ «за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Во время одного из своих приездов в Дмитриев митрополит Феофан, говоря о причинах войн и тяжких последствиях, которые они в себе несут, акцентировал внимание и на героизме своих земляков: «Началась война, и люди из нашего небольшого города и поселений пошли на фронт и были настоящими защитниками и героями. Россия всегда была сильна единством, потому что защищала свои честь и достоинство. Мы не стояли и никогда не будем стоять на коленях, ибо мы по-настоящему великий, мужественный и сильный народ».
Митрополит Феофан хорошо знает наш русский народ, потому что сам – выходец из народа, человек из российской глубинки. После школы решил стать слесарем, поступил в училище. Потом был призван в армию. Служил Иван Ашурков в Ульяновске, где посещал храм. Здесь же он и принял решение после службы уйти в монастырь.
Имя этого города неразрывно связано с именем вождя пролетариата. И журналисты, если появляется такая возможность, интересуются у владыки Феофана, как он относится к Ленину и к возможному его захоронению.
– Надо учитывать великую роль исторической памяти народа, подчеркивает митрополит Феофан. – Мы же никуда не денем, например, 300 лет, которые были до Ленина. Также и его самого нельзя столкнуть на обочину истории. Ко всему надо относиться с реальной точки зрения. Я не понимаю логику Владимира Ильича: чем больше мы уничтожим попов, тем будет лучше для мировой революции. Ну поверьте: не такие уж страшные попы были, как он говорил. Уже при Ленине стали крушить храмы, надругаться над святынями. Это исторический факт, и его нельзя перечеркнуть.
Что же касается захоронения Владимира Ульянова-Ленина, то в соответствии с традицией нашего народа человек должен найти упокоение. Я ни в коем случае никому не навязываю свою точку зрения и еще раз подчеркиваю: это традиция народа в целом, а не только церкви. Наверное, и вождь мировой революции тоже нуждается в законе, который определил Бог: «…Яко земля еси, и в землю отидеши».
В Мавзолее лежал и Сталин, который в период своего правления, пожалуй, был не менее популярен, чем Ленин. Нет, я ни в коем случае не сталинист. Мой дед практически был сгноен в Соловках, родители мои пострадали за веру. Совершенно честно говорю: никогда невозможно оправдать те злодеяния, которые совершил Сталин и ту систему, которую он выстроил, когда миллионы людей погибли.
Настал период – Сталина захоронили. Земля не провалилась. И Советский Союз тогда не распался. Наверное, придет время, когда наше общество, наши граждане осознают: давайте мы все-таки отдадим должное Ленину – человеку, который сыграл определенную роль в нашей истории.
Поскольку владыка хотя бы косвенно коснулся Советского Союза, естественно возникло желание узнать его мнение о том, почему на  рубеже  двух столетий Союз все-таки распался и что этот распад за собой повлек.
– Это очень непростой вопрос, – ответил митрополит Феофан. – Последствия? Самая большая проблема, на мой взгляд, заключалась в том, что были разрушены нравственные базовые ценности нашего многомиллионного, многонационального, многоконфессионального народа. И что? Вот вам полная свобода, парад суверенитетов. Берите, сколько можете. Это была идеология развала большой страны. Ценности, которые нам преподносились западом, как общечеловеческие, на самом деле не могли быть таковыми – например, те же однополые браки. Это ценности, которые западный мир унифицировано пытается навязать всему человечеству. А мы в плане свободы были детьми и не знали, как вообще пользоваться этой свободой.
Ни одна страна не живет без идеологии, без своего пути. Разве, например, США не имеют свою идеологию? Еще какую! Они утверждают, что являются сверхдержавой. А вы, дескать, в России, должны жить так, как мы будем диктовать, потому что вы идете не той дорогой. А мы говорим: нет, у нас свои исторические корни, был и есть свой путь. И, слава Богу, мы на этом сейчас стоим. Мы никому ничего не должны!
Мне вспоминаются строки стихотворения Евгения Евтушенко:
…Но ты хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт…
Так вот не надо падать в пропасть. А свой суверенитет, свое национальное самосознание, свои культуру, веру, традиции, историю свою мы должны бережно хранить, развивать и защищать.
Вот таковы штрихи к портрету нашего земляка митрополита Феофана, о котором известные российские религиозные и общественные деятели отзываются как о ярком строителе церковной и общественной жизни.
Анна БЕЛУНОВА
На фото:
Митрополит Феофан (Ашурков)
Другие материалы автора
2017-05-24 10:43 0 10
Уцелеет ли под натиском времени памятный гранит, если сами люди уже мало что помнят? Что он сможет сохранить, утратив надписи и барельефы? И почему, воспринимая свою историю как данность, люди подчас относятся к ней совсем небрежно?
2017-05-18 11:47 0 14
Хорошая судьба сложилась у книги, созданной по дневниковым записям, которые в течение своей жизни вёл композитор Георгий Свиридов. «Музыка как судьба» впервые была издана в 2002 году. А в 2017-м — переиздана. Презентация второго издания состоялась в Свиридовском центре искусств в рамках VI Международного конкурса камерного пения им. Свиридова.
2017-05-11 13:07 0 12
Останки 155 защитников Родины, героически погибших в Курской битве, со всеми воинскими почестями перезахоронены в Поныровском районе.