Курская правда
Музыка как судьба
18.05.2017
Культура
Россия, Курская область
Хорошая судьба сложилась у книги, созданной по дневниковым записям, которые в течение своей жизни вёл композитор Георгий Свиридов. «Музыка как судьба» впервые была издана в 2002 году. А в 2017-м — переиздана. Презентация второго издания состоялась в Свиридовском центре искусств в рамках VI Международного конкурса камерного пения им. Свиридова.
Не удивителен большой интерес к книге не только в среде музыкантов. Человеку любой профессии она интересна своим глубоким содержанием, сыновней заботой автора о судьбе и процветании России. Всю свою любовь к Свиридову вложил в производство книги и коллектив издательства «Молодая гвардия» (гл. редактор Людмила Барыкина, первый заместитель Мария Залесская). Книга пополнила серию Библиотеки мемуаров «Близкое прошлое».
Второе издание, только-только увидевшее свет, расширенное и доработанное, включает новые, до этого не публиковавшиеся тексты: записные книжки 1963 года и тетрадь 1984 года. Существенно обновлён комментарий (теперь он постраничный). Составитель, автор комментариев и предисловия (в которое включены и новые исследования) Александр Сергеевич Белоненко, музыковед, доцент СПбГУ, заслуженный деятель искусств РФ, президент Национального Свиридовского фонда.
Представляя образ мыслей и мировоззрения композитора, организаторы презентации пригласили поделиться воспоминаниями о Свиридове членов жюри VI Международного конкурса, курских музыковедов, артистов.
Прославленный хоровой дирижер Владимир Минин, почти 30 лет друживший со Свиридовым, обратился сначала к временам Михаила Глинки. Когда вышла в свет его опера «Иван Сусанин», музыканты и около музыкальные круги назвали её «кучерской музыкой». С того времени до сего дня, считает Владимир Николаевич, ничего не изменилось. В «почвенники» записали Федора Абрамова, Василия Быкова, Валентина Распутина. В музыке к таким отнесли композиторов Свиридова и Гаврилина. Потому что музыка их вырастает из самых глубин народной жизни. Она не придумана Свиридовым, она озвучила часть жизни. В свете такой музыки произведения других композиторов, в том числе достаточно именитых, которые считают себя академически очень образованными, становятся бутафорскими. По этой причине отношение многих композиторов к Свиридову было негативным.
Когда в 2002 году вышла книга, она вызвала разные отклики, злобного негатива было много по разным поводам: по суждению композитора о музыке, по национальному вопросу, атмосфере в Союзе писателей и в обществе.
- Тем более мне радостно, - сказал Минин, - что у общества появился запрос на второе издание этой книги. У Свиридова, как у крупной художественной личности, были свои эстетические воззрения, которые не отвечали одинаково всем вкусам. И это правильно. Поэтому его высказывания в области неприятия какой-то музыки — это вкус композитора, и он может об этом заявить.
Елена Павловна Савельева, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского, призналась, что очень трудно о Свиридове говорит в прошедшем времени:
- Свиридов — это человек будущей России. Сегодня мы делаем всё, что от нас зависит, для того, чтобы время его наступило скорее. Для нас, встретившихся с ним впервые в 90-е годы, встреча эта стала знаковой. Громогласный, строгий и в то же время тишайший слушатель, энциклопедически начитанный человек, потрясающе любопытный, жадный до жизни. Ему было всё интересно. Гениальный во всём, игравший на совершенно другом рояле- «оркестре», он называл свою музыку «клавиром». Его произведения — не академически выверенная камерная музыка. Это музыкальная поэтика. И какая! Она требует от исполнителя очень большой доли собственного отношения и обязательной интерпретации его сочинений. Незабываемы его парящие над клавишами рояля руки и звучание абсолютного оркестра. Незабываемы мгновения совместных репетиций с ним. Незабываемо и его отношение к нам, молодым артистам: поздравительные телеграммы с успешным выступлением, благодарственные письма — это тоже Свиридов. Он не только лицо России, он наш, родной человек, научивший глубоко мыслить и чувствовать музыку. Очень трудно соответствовать его стандарту, каждый из нас старается приблизиться к нему. Очень радуемся, что к музыке Свиридова приходят молодые. Это было его большой мечтой, чтобы к русской музыке пришли русские люди. И книга его, уверены, выдержит еще не одно издание. Она моментально раскупается, становясь настольной книгой серьезного музыканта.
С Ириной Бикуловой, заслуженной артисткой России, солисткой Большого Театра страны они исполнили свиридовские романс на стихи Есенина «Березка» и песню Мэри из музыки к трагедии Пушкина «Пир во время чумы».
Алексей Вульфов, писатель, музыковед, журналист, развил мысль Свиридова, убеждавшего соотечественников: «Надо жить своей жизнью, своей традицией, продолжая накопленный веками опыт...». Композитор призывал обращаться назад а не вперед стремиться, - если не будет почвы под ногами, ничего не получится. Не получится будущего никогда.
- Были мыслители в XX веке, - говорит Алексей Борисович, - Бердяев, Ильин, которые на высочайшем уровне осмысливали миссию России в жизни, в мире. Это было в начале века. А с середины и до конца столетия в дневниках и книге Свииридова Россия предстает в глубоком его осмыслении. Как он относился к России? — ответ в его произведениях. И ответ в книге: это правда о родной, горячо им любимой стране.
Михаил Артёмов, преподаватель Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова, композитор, член Союза композиторов РФ, автор оркестровой аранжировки оперетты Свиридова «Примадонна», рассказал о том, что книга Георгия Васильевича для курских педагогов, проводящих вот уже 15 лет международные студенческие научно-практические конференции «Свиридовские чтения», стала настольной книгой.
- Жизненный и творческий путь Свиридова, - уточнил Михаил Юрьевич, - начинался в курской глубинке, в небольшом городке Фатеже. Здесь он провел первых своих почти 9 лет. В ту пору население городка составляло 5 тысяч жителей. Этот факт невозможно недооценить. 90 процентов информации, которую в своей жизни человек получает, он усваивает ее в первые годы жизни. В сердце человека закладывается то, что потом должно дать всходы и будет развиваться на протяжении всей его жизни. Когда читаешь книгу «Музыка как судьба», поражаешься памяти композитора. Глубоки и ярки впечатления его раннего детства о фатежских храмах, церковных службах, сияющих куполах. Не эти ли воспоминания, которые долгие годы подспудно таились в душе Георгия Васильевича, ярким, ослепительным светом уже на склоне лет вырвались из-под этого спуда и зазвучали величественным колокольным звоном в сочинениях «Песнопений и молитв». В середине 60-х годов вместе с Александром Филипповичем Ведерниковым Свиридов побывал в Фатеже. Он расплакался, когда увидел развалины храма, в котором его крестили. А в конце жизни говорил Ведерникову: «Как веришь, так и будет». Это ведь евангельские слова: «По вере вашей дастся вам». Истоки этой его не показной веры — в корнях, в городке Фатеже. Корни рода Свиридовых крестьянские. Крестьянин — основа, закваска любой великой нации. В последние годы жизни на его рабочем столе лежал Молитвослов. Он был поражен этими текстами. Говорил: «В них сказано всё о жизни, о человеке». Он пользовался ими, когда работал над «Песнопениями». Работа эта заняла многие годы. И не только эта его музыка озарена светом и радостью.
По мнению Михаила Артемова, в музыке Свиридова мы никогда и нигде не найдём негатива, которым переполнена музыка XX века. В ней нет места злу. Нет смакования зла. Его музыка будет звучать и исполняться, пока жива Россия.
И музыка на этой презентации звучала постоянно. Отрадно, что это были малознакомые произведенияи композитора. Их исполнили солисты Курской государственно филармонии: Надежда Гордеева, Ирина Стародубцева, Андрей Капралов, Светлана Саркисян, Анна Телюкина; сводный хор Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридора (худ. руководитель и дирижер Наталья Вродливец).
Фрагменты дневниковых записей Свиридова читали Евгения Занина, Владимир Русанов, Сергей Михайлов, Виктор Зорькин, Алина Воронюк. 
...Книга «Музыка как судьба» по-прежнему волнует всех, кто берет её в руки, открывает тайны души и ума Георгия Свиридова, художника, по мере своих сил, служившего раскрытию истины мира через синтез музыки и слова.
Людмила КУТЫКИНА.
Другие материалы автора
2017-10-18 10:39 0 0
Автобус катится по такой знакомой еще с детства дороге: Рыльский район, село Крупец, а сразу за плотиной – деревня Ново-Ивановка. Она по-прежнему остается густонаселенной. Может быть, еще и потому, что прежде через нее проходила междугородная, а теперь уже – международная трасса: граница с Украиной – в каких-нибудь пятнадцати километрах отсюда…
2017-10-12 14:07 0 4
Истинное творчество масс и удивительную изобретательность русского малого бизнеса продемонстрировали участники осенней ярмарки в Щиграх. Здесь даже в осеннюю пору молодую картошку продавали и не только.
2017-10-05 11:12 0 12
«Я живу в пансионате «Сосновый бор» вот уже 3,5 года. Но за эти три года я не видела, да и все жители пансионата, такой жизни», - так начинается письмо, поступившее в редакцию «Курской правды». В нем постоялец пансионата ветеранов войны и труда Анна Сподабаева просит написать о замечательном коллективе учреждения и в первую очередь о его новом директоре. Как всего за семь месяцев своего руководства Светлана Харичкина смогла вывести «Сосновый бор» на новый уровень и стать для 104 его обитателей «как мать», отправился узнавать корреспондент «КП».
Новое на портале
18.10.17 Курская правда
0 0
18.10.17 Енисейская правда
0 1
17.10.17 Тихонов Александр
0 3 37
17.10.17 АУ РК «Редакция газеты «Республика»»
0 1 6