Браткова Татьяна
Они сражались за Родину!
12.05.2017
Политика, Общество, Культура, Семья и отношения, Прочее
Россия
«Гражданское мужество и мужество
 военное проистекают из оного начала».
Оноре де Бальзак
   Патриотическое воспитание   молодежи  - актуальная задача общества.   Современное состояние международной обстановки, сохранение угрозы войны требуют укрепления военной и экономической мощи государства.   Для этого необходима  более эффективная   работа всей системы патриотического воспитания.  Л.Н. Толстой писал: «Слово дело великое.  Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет».  Бережно относились к слову, сохраняя  для общества традиционные  понятия миролюбия, добрососедства, взаимопонимания, дружелюбия, ветераны ВОВ поэтесса, прозаик, член Союза писателей СССР и РФ  Х.Б. Байрамукова и благочинный православных церквей КЧР,  митрофорный протоиерей Василий - поэт, прозаик, член Союза писателей РФ Василий Иванович Афонин. Их слово служило единству и братству народов.
«Я МУЖЕСТВУ У РОДИНЫ УЧУСЬ»
«Таких, как она уже не будет», - так сказала о Х. Б. Байрамуковой писатель Цуца  Кохова.    Халимат  Байрамукова, произведения  которой были переведены на русский язык, затем на иностранные языки и изданы более чем в 50 странах мира,  писала: «Я владею русским языком в достаточной степени, чтобы считать его своим вторым родным языком… Русский язык как бы открыл для меня мой родной язык заново, научил видеть его со стороны, чтобы лучше узнавать  его возможности… В одной из книг я  назвала  русский язык великим тружеником и интернационалистом… он способствует взаимообогащению, взаимовлиянию языков и литератур народов СССР. Он как мост к дружбе и братству  между ними».                      Поэзии Х.Б Байрамуковой присуща широта  жизненного кругозора.  Лирика поэтессы - это прикосновение живой мысли cердца, непосредственности чувств, неподдельной взволнованности овеяна обаянием женственности. Вместе с тем ее  поэзия  -   свидетельство  стойкости. Судьба все время испытывала ее волю к жизни, приверженность принципам мужества, честности, справедливости, целостности и большого напряженного  труда. Характер закалялся в битве за право жить, действовать, творить.  Она познала  и усвоила неписанный закон: «Чтобы писать, нужно страдать».  Талант,  мудрость  она получила, пройдя через пламя войны, мытарства изгнания, лишения послевоенного времени, малодушие рыночных отношений, перестройку. Об этом свидетельствует  стихотворение:  «Мы знаем силу ветра и огня». 
  . Она самоотверженно служила  миру, межнациональному согласию  и  писала: «Любить свой народ, это, прежде всего, бережно, проявляя глубокое уважение, относиться к рядом живущим народам». В 1964 году окончила Литературный институт им. Горького, а впослед­ствии Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Она стала  «крестной матерью» для многих поэтов разных национальностей. Узы тесной   дружбы связывали ее  со многими известными выдающимися современниками - деятелями культуры и  науки,  общественно – политическими деятелями: Александром Фадеевым,  Мариэттой Шагинян, Леонидом Соболевым, Николаем Тихоновым,  Расулом Гамзатовым,  Раисой Ахматовой, Кайсыном Кулиевым, Берды Кербабаевым и многими другими.    Она  принимала активное участие в торжественных мероприятиях  Всесоюзного, всероссийского, регионального масштабов. Первым  произведением её была пьеса «Два сердца», изданная в 1939 году. В последующие годы появляются поэтические сборники: «Любимые горы», «Люблю я жизнь», «Исповедь», «Дым очага», «Снова в путь», «Суд аула», «День за днём», «Весенний полдень», «Восьмой день недели», «Одержимость», повести: «Семья Карчи», «И плакал сын», «Вечные всадники», романы «Годы и горы», «Утренняя звезда», «Мёлек», «Четырнадцать лет» и другие. «Моя жизнь» — так называется ее  последняя книга, вышедшая в год её смерти — 1996 году:
У Родины учусь
Чтоб, забывая день вчерашний,
Беде в глаза глядеть бесстрашно,
Я мужеству у Родины учусь.
Чтоб здесь у нас и в мире целом
Был каждый шаг мой добрым делом.
Я доброте у Родины учусь.
Чтоб, как она, пройдя по будням,
 Отдать все сердце добрым людям,
Я щедрости у Родины учусь.
Хочу быть сильной и красивой,
Как родина моя -  Россия...
    Литературные заслуги народного поэта Карачаево - Черкесии Халимат Байрамуковой были отмечены правительственными наградами-орденами: "Дружбы народов", "Знак Почета"; Юбилейной медалью «За доблестный труд». Её имя носит Национальная библиотека Карачаево-Черкесской республики, она - почетная гражданка г. Велинграда (Болгария).             И  прозаики, и поэты, и журналисты  - воины культурологического фронта.                                 Военные конфликты, вспыхивающие в разных регионах мира   свидетельствуют о том, что цели и задачи,   суть войны  прежняя. Но в военном искусстве произошла  смена приоритетов, структуры, логическая организации, форм, методов ведения войны. Вместо прямого вооруженного насилия  применяются  более коварные, изощренные: информационное, культурологическое, экономическое, финансовое, идеологическое.  Одной из  главных причин поражения  СССР  в «холодной войне»   стало незнание законов   зависимости хода и исхода войны  от соотношения  информационных потенциалов противников, от духовных, идеологических составляющих.
    В 1995 году Президент США Б. Клинтон,   на совещании Объединенного комитета начальников штабов, сказал: «Мы затратили на устранение  сильнейших держав мира многие миллиарды долларов... Расшатав идеологические основы СССР, мы  бескровно вывели из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».
СССР прошел хаос 90 годов  ХХ века,  самую разрушительную модель реформирования – полный слом прежней системы, ее экономики, образа жизни, культуры, морали, обвальной  приватизации общенародного достояния, рыночной вакханалии,  ломку социальных стандартов, морали. Распалась великая держава. В  конце ХХ века  по уровню жизни Россия скатилась на 112 место в мире.  Резко упала рождаемость. Убивалось рекордное количество зачатых детей: на каждые 100 рождений приходилось 250 абортов. Критической проблемой  стала  сверхвысокая смертность населения.
В этот критический период поэтесса  многим  протянула руку помощи,  показывая, как  поэзия  помогает человеку выжить, сохранить нравственный стержень, не сломаться духовно.  Она писала письма читателям, принимала их  в любое время.  И,  как в войну, спасала раненых бойцов,  так и  во время перестройки  вытаскивала нас с поля  духовной брани. Она   всю жизнь, сражалась за Родину.
    Автору посчастливилось бывать в гостеприимном доме поэтессы.  В последний раз я увидела на ее столе священные книги:  Библию, Коран, книги  М.В. Ломоносова,  Пифагора, Гегеля, Канта и сборник стихов В. И. Афонина «В церковных перезвонах». Сначала она познакомила меня с высказываниями  философов  о вере.
- Духовная культура – это посол мира, -  сказала  поэтесса
  Затем показала  священные книги.  Священное Писание ей подарил отец Василий. О батюшке  поэтесса  говорила бережно и  с большим уважением. Так  люди, чудом спасшиеся в огне войны, не раз смотревшие смерти в лицо,  прошедшие через  суровые испытания, знающие цену жизни, мудрости, таланта  ценят и берегут друг друга. Их дружба  стала  живым мостом, соединяющим народы, веры,  культуру.
-  Будет трудно, иди к отцу Василию. Он знает, как тебе помочь, -  это звучало  как приказ. Она знала, что скоро покинет нас,  и что  нам без нее будет  трудно.
 
«КТО СВЕТЕЛ, ТОТ И СВЯТ»
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.
 [Ин.13:34]
  Приказ  поэтессы  я выполнила не сразу.  В то время  я работала в одной из лучших школ России в Теберде, была секретарем партийной организации.  В  коллективе   школы от бесед на атеистические темы  воздерживались,  учителя   соблюдали  традиции народа, а я была далека от духовной традиции русского народа. Помогли мне  вернуться  в храм  аксакалы. Делая утром зарядку  у Красных камней, я поднимала руки  ладонями к небу. Они  это  расценили по – своему. Когда я спускалась с горы, они спросили:
- Дочка, Аллаху молишься?
- Нет, уважаемые, зарядку делаю.
-  Веру свою мы тебе не навязываем. Вера – дар Божий. Но знание о вере мы тебе дадим.
- Я - педагог,  секретарь парторганизации школы, где учатся ваши внуки. 
- Именно поэтому  мы тебя будем учить. Ты должна знать  обычаи народа, детей которого ты учишь. Коран откроет тебе глаза и на нашу, и на  твою веру. Ты ведь ничего не знаешь о своей вере.                                                                                                                                            Аксакалы  подарили  священную книгу мусульман  Коран. Но еще раньше старики Кавказа подарили мне свою любовь, и дар Священной книги своей веры стал для меня свидетельством этой любви. О.Василий подарил Х.Байрамуковой Библию, аксакалы мне -Коран. Через несколько лет  в Москве  мне скажет зам. министра образования и науки РФ Л.С. Гребнев, что если педагог работает во многоконфессиальном регионе, он должен знать и Библию, и Коран, как источники духовно – нравственных традиций народов, детей которых воспитывает педагог. Читая Коран, осознала, что ничего  не знаю  о христианстве. И тогда я вспомнила  слова  поэтессы  и   поехала к отцу Василию. Приехала вечером.  В храме батюшка, стоя  на коленях,   горячо   молился за мир:                                                              - Бог мира и Господь сил, Господь крепкий и сильный в брани, благослови людей Твоих миром, устрой и продли мир мира...                                                                                               Я вышла. Батюшка молился долго и вышел, когда на небосклоне появились первые звезды.   Я  увидела лик человека, который говорил за свой народ с Богом: «Кто светел, тот и свят». Я  смотрела на лик священника и думала: «Какой просвещенный  лик! Откуда в нем столько света?»                                                                                                                            - Батюшка,  я – педагог,  крещена, хочу  узнать основы веры, но я – секретарь партийной организации школы, которая является одной из лучших в стране.
- Бог всех принимает. И секретарей тоже. Перед тобой, дочь моя,  политрук батальона, который дошел до Берлина.  Люди  не сами  приходят в храм, Господь  приводит и спасает.  
 Выполнив наказ Поэтессы, я  познала благодатную силу Батюшкиных  молитв и благословений.
  В русском народе всегда были высоки идеалы воинского служения народу. Наследником  идеалов воинского служения  стал Василий  Иванович Афонин.  Он родился  на Орловщине в 1926 году в многодетной верующей  семье, рано потерял отца. Семья  вынуждена была перебраться на Донбасс.  Отсюда в  16 лет он добровольно ушел на фронт. Афонин прошёл с боями войну от рядового до гв. мл. лейтенанта. Был стрелком особого стрелкового полка, командиром стрелкового отделения, политработником сапёрного и танкового батальонов во 2-й танковой армии дважды Героя Советского Союза, будущего маршала бронетанковых войск С. И. Богданова.  Освобождал Украину, Белоруссию, Польшу, Германию. В Майданеке освобождал узников концлагеря, форсировал  Одер, штурмовал Берлин. Являл собой образец   отваги и мужества.   За боевые заслуги лейтенант В. Афонин был награжден  орденами Красной звезды, Великой Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней, медалями «За освобождение Варшавы»,  «За взятие Берлина» и другими. В бою его не однажды спасала молитва. Он вспоминал: «Перед боями, во время сражений, атак молился и плакал, и многие солдаты плакали,  это были слезы боли о Родине, о погибающих товарищах, о родных. Молился не я один, вся армия молилась. На войне неверующих не бывает. Молились и командиры, и маршал  Г.К.Жуков.  Сколько раз спасала меня и моих  солдат молитва от неминуемой гибели. Дошел до Берлина без единого ранения. Однажды окружили наши войска укрепленную крепость, в крепости была  отборная  часть вермахта. Наши  солдаты под шквальным огнем залегли. Слышим пение хора церковного, молитвы, тишина наступила.  Из соседнего монастыря монахи вышли. Впереди батюшки с крестом, с иконами. Крестный ход вокруг крепости. Все смолкло. Пленные немцы рассказывали: не могли  стрелять: оружие отказало.  Наши бойцы ворвались в крепость и освободили ее. А монахи совершили крестный ход, и  живые и невредимые в монастырь удалились».                                                                После войны молодого офицера  ждала  блестящая  карьера военного, партийного работника.  В. Афонин демобилизовался из армии в 1947 году, из Германии вернулся на Орловщину. В 1950 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Стал священником в стране, где храмы разрушали, священников расстреливали, сажали в тюрьмы. А  те, кто  оставался  на свободе,  стали изгоями. Батюшка  становится на путь веры, оставляя мир ради спасения  этого мира. Он  расстается со славой, с наградами, с   материальными благами и становится изгоем, потому,  что осознал простые  истины: «Бог есть Жизнь, есть Любовь»,  «Бог поругаем не бывает». 
  В 1953 году, в разгар новых гонений на церковь будущий священник,  делает предложение Антонине Ивановне. Они обвенчались. Замужество  лучшей студентки физико-математического факультета  педагогического института вызывало и негодование: одни   говорили, что замуж за священника – это безнравственно, другие,  что это безумие и равносильно самоубийству.  Лучшую студентку исключают из института.
Не все матушки выдерживали, некоторые, чтоб спасти детей от гонений, лишений, голода, ярлыков врагов народа  отказывались от батюшек. Очень трудно было.  Матушка Антонина всегда была рядом с батюшкой, и поддерживая  его во всем.  В 1953 году  В. Афонина рукоположили в дьяконы, затем в иерея.  1954 год – год окончания  семинарии и  поступления в Московскую Духовную Академию ( заочно) и первый приход в станице Исправной, где был до основания разрушен храм   святого  Архистратига Михаила.                                                     Службы проводились в   маленьком домике. Батюшка призывал народ восстанавливать храм, но люди боялись. «Вместе с матушкой, засучив рукава, начали возводить фундамент, - вспоминал батюшка. – Помогать никто не приходил. Боялись люди. До поздней ночи пропадали на стройке. Надеяться было не на кого, кроме как на Господа Бога, Пресвятую Богородицу, Святого  Архангела Михаила. Многое было сделано, но  однажды утром  обнаружили разрушенные  только вчера сложенные стенки. А потом и вовсе потребовали, чтоб мы покинули станицу. Не ведали люди, что творят. Станица – то казачья, а святой  Архистратиг Михаил – покровитель войска казачьего. Но во время репрессий многие забыли историю казачества».
  Они были первыми. Только  освоишься на новом месте,  восстановишь храм,   только приобретешь все необходимое для богослужения,  познакомишься с людьми,  привыкнут и потянутся  к тебе люди, начнется  духовное общение,  и подумаешь,  что можно  все силы отдавать только богослужению, а тебя уже  переводят на новое место.  И идут к тебе твои  духовные дети в слезах: «Батюшка, как же мы без вас?  Не уезжайте, батюшка!»  Расставанье  не зря называют  маленькой  смертью, у  батюшки у самого сердце разрывается.  Но на новом месте ждет  новый разрушенный храм, новые  осиротевшие без батюшек духовные дети, новое презрение, новые гонения. "Сельские церкви - это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением для народа и территории России.   С потерей его Россия потеряет слишком много", - сказал Президент Российского Фонда Культуры,  Председатель Правления  Союза кинематографистов РФ  Н. С. Михалков  Эту истину хорошо на практике познал батюшка. Куда бы ни забрасывала его судьба,   все нужно было начинать сначала.  И так 28 раз!!!
  Постепенно он возвращал людей к Богу из плена атеизма. Ему был дан дар духовной речи. Во время бесед он создавал высокую атмосферу мысли и духа: на великое дело – великое слово.  Утешало  одно: семена веры, посеянные  ими, давали всходы, не смотря ни на что, в народе  начинала возрождаться вера. Президент РАО Н.Д. Никандров, выступая на Международных Рождественских образовательных чтениях, говорил:  «Много раньше, в смутные времена  начала ХYII века Патриарх Гермоген, призывая народ к  российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны, и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»   Батюшка много претерпел. Какая сильная и непреклонная воля была нужна, чтоб все преодолеть.                                                                   В начале 80 – х годов батюшка получает новое назначение, становится благочинным  православных церквей КЧР, где в конце IX – начале Х века еще до начала крещения Киевской Руси были построены первые христианские храмы, где  еще в VI веке был заложен самый древний действующий на территории России храм святого пророка Илии. Религиозная терпимость, присущая народам Карачаево – Черкесии сохранила древние  храмы в первозданном виде. Возможно,  это связано с тем, что в генах наших современников осталось уважение к вере предков.  Все это накладывало на Батюшку особую ответственность за возрождение православной веры на земле благословенного Кавказа. Необходимо было возрождать храмы, заботиться о новых пастырях, уделяя большое внимание  религиозному образованию и просвещению. В 1994 году был открыт Православный лицей имени святого преподобного Сергия Радонежского – детище соработничества в духовном просвещении церкви и государственной власти.   Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где батюшка  являлся настоятелем, становится центром духовно – нравственной культуры, работают воскресные школы для взрослых и детей, к Батюшке приходят деятели культуры и искусств, педагоги, ученые. ( Про батюшку можно сказать, что она сам был центром духовно – нравственной культуры.) Батюшка, видя, как велика тяга народа к вере, понимая, что не со всеми может встретиться лично, будучи на редкость образованным человеком,  систематизирует  свои исследования  об отношении к вере  выдающихся людей всех времен и народов и издает книгу «Мысли великих людей о Боге», которая  пользовалась большим спросом. К 200 – летию со дня рождения А.С. Пушкина выходит в свет книга  В.И. Афонина «Религия и А.С. Пушкин»,  сразу ставшая библиографической редкостью. Выходит в свет книга стихов В.А. Афонина, написанных в разное время «В церковных перезвонах».  После паломнической поездки в Иерусалим Батюшка пишет и издает книгу «Велия радость».  Незадолго до своей кончины батюшка стал членом Союза писателей России. Долгие годы дружбы связывали батюшку с  поэтессой Халимат Башчиевной Байрамуковой, с журналистом М.М. Накоховым. Крепко дружили отец Василий и муфтий мусульман КЧР Исмаил – хаджи Бердиев. Их дружба  - пример веры, миролюбия, человечности, взаимопонимания, уважения, бережного отношения к традициям для всех нас. За активную миротворческую деятельность   батюшка был награжден орденами Св.  равноапостольного князя Владимира,  Св. благоверного и преподобного князя Даниила Московского,  Св. Марка ( от Восточно – Антиохийской церкви), св. преподобного Сергия Радонежского. Ставропольский краевой союз казаков наградил отца Василия Крестом «За спасение Отечества». Он награждён Почётной грамотой и значком правления Советского Фонда мира и другими наградами. Был депутатом Черкесского городского Совета. 
За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций Афонин был награждён орденом Дружбы.
За укрепление духовности народа Президент Российской Федерации В. Путин наградил священника В.И. Афонина орденом "За заслуги перед Отечеством II степени". В 2001 году     В. И. Афонин был удостоен звания «Почетный гражданин города Черкесска».
     Через многие испытания пришлось пройти  отцу Василию и матушке Антонине на узком пути веры. Одним из  них была внезапная смерть единственной дочери Виктории, опоры и надежды. Батюшка с матушкой  всю любовь и нежность отдали внукам. Они выросли достойными людьми, получили высшее образование, успешно работают, пользуются уважением и авторитетом. Машенька живет в Париже, Руфина посвятила себя служению слову, она – член Союза журналистов России. Промыслом Божиим внук - иерей Иоанн (Афонин)  служит в Свято – Никольском соборе Архиерейского подворья Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ, является помощником командира по работе с верующими военнослужащими 34 – отдельной мотострелковой бригады, продолжая дело деда – ратоборца, всю жизнь стоявшего  на страже  мира.  Почти тридцать лет отец Василий служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы г.Черкесска.  Батюшка отошел к Господу в День святых отцев семи Вселенских Соборов 31 мая 2004года на 79 году жизни, совершив ратный и духовный миссионерский  подвиг.  Он отдавал себя другим без остатка. Любовь к людям, крепкая вера в Господа, любовь и преданность Ему стали  причиной  всенародной  любви  к нему.  К его могиле не зарастает тропа. Здесь часто бывает матушка Антонина, которая стала живой памятью батюшки:
В кипенье нежности сердечной
Ты жизнью друга назвала
Привет бесценный,
Если б вечно
Живая молодость цвела
К могиле все летит стрелою
И, вспоминая  меня  вновь,
Зови не жизнью, а душою,
Бессмертной,  как моя любовь.
(Из Байрона  перевод  И. Козлова)
  Заслуги батюшки перед Богом,  Отечеством, народом трудно переоценить. Вновь наша Родина в опасности,  требуется напряжение и объединение сил всего народа для ее спасения. И в мирное время, и в ратном бою мы победим,  если мы обратимся к тем идеалам, пред которыми благоговейно склонял свое свободное чело наш батюшка.
Батюшка и поэтесса. Их мудрость,  любовь к Творцу, к Слову, Отечеству, народу к открывают   глаза на духовную сущность человека, на его неповторимость, уникальность, скрытые в нем  потенциальные ценности,   обогащающие мир. Память о  ветеранах Великой Отечественной войны, жизненной позицией которых была доблесть Воина, верой и правдой служивших Отечеству будет жить в веках.
Фото: политикус, КЧР ГНБ, "Благословенный Кавказ", Личный архив В.Афонина, личный архив Х.Байрамуковой.
Другие материалы автора
2017-08-18 04:20 0 4
15 августа в Государственной Национальной библиотеке имени Х .Б. Байрамуковой отметили 95 лет со дня основания библиотеки, 100 лет со дня рождения народного писателя КЧР Х .Б. Байрамуковой, открытие Центра доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки РФ им. Б .Н. Ельцина.
2017-08-15 06:22 0 6
Статья о заслуженном работнике культуры КЧР Н.Б. Ласковой, отдавшей библиотечному делу около 40 лет.
2017-08-07 22:45 0 11
Ветераны готовятся к празднованию 460 - летия вхождения Карачаево - Черкесии в состав России.
Другие материалы автора
18.08.17 Браткова Татьяна
0 4 9
15.08.17 Браткова Татьяна
0 6 3
07.08.17 Браткова Татьяна
0 11 6