Браткова Татьяна
Радуга над Боголеповой пустынью
17.04.2017
Политика, Общество, Культура, Местная жизнь, Прочее
Россия, Московская область

(ПРОПОВЕДЬ ПРИРОДЫ)

 «Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья,
несмотря на то, что многое сделано, не оставляет
меня.  Существующее состояние многих храмов,
разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье,
не может не вызывать скорбные чувства.
Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас».
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
"Сельские церкви - это особый класс памятников
архитектуры, с особой судьбой, с особым значением
 для народа и территории России.
 С потерей его Россия потеряет слишком много"
 Президент Российского Фонда Культуры,
Председатель Правления  Союза кинематографистов РФ
   Н. С. Михалков
     Выдающийся архитектор, которого называют  ведущей фигурой архитектуры  ХХ столетия, Мис Ван Дер Роэ сказал: « Архитектура - поле боя для духа человека». Храмы в ХХ веке в России называли пережитком  прошлого.  Их  разрушали, превращали в тюрьмы,  в колонии, в  зернохранилища, в  скотобойни, в загоны для скота, в туалеты. Кандидат искусствоведения Анна Павлова,  говорит о  храмах России: "За свою жизнь я ни разу так близко не сталкивалась с подлинным сокровищем искусства, находившимся в такой степени небрежения. Это всё равно, что увидеть растоптанного и брошенного в грязь Рафаэля".
 Но храм, оставленный, разрушенный   и поруганный, оставался храмом и всегда был полем боя для духа человеческого,  индикатором духовно – нравственного состояния  общества,  духовной безопасности,  как отдельно взятой личности,  так и государства в целом. Будучи за рубежом, я видела страны, где храмы никогда не разрушались. При этом с болью вспоминались руины  отечественных святынь.  В одном из музеев гид сказал о нас: «Варвары». В ответ раздались возмущенные голоса: « Как вы смеете! Мы – страна, штурмующая  космические дали!».  А я стояла и думала:  «Да, мы страна варваров, потому что нигде  так не уничтожали храмы, не глумились над святынями, не унижали, не гнали,  не издевались, не расстреливали, не  гноили в лагерях и тюрьмах иерархов церкви, священнослужителей, верующих,  как  в нашей стране». Как  верно сказал английский философ и государственный деятель Ф.Бэкон:  «Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ провалится».
И здесь, в Боголеповой Пустыни, что  находится  в Клинском районе  Московской области,  в этом святом месте я отчетливо осознала: «  Истоки всех  кризисов  мира в безверии».                                                                                                                                 «Место, осязаемо запечатленное присутствием  Господа, Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, воинства небесного, всех святых»,- так можно сказать о   Боголеповой Пустыни  - удивительном уголке всемирно известного  национального парка «Завидово», уникальном  памятнике  древнерусской истории и архитектуры 17-18 веков  .
  Впервые я увидела Боголепову Пустынь в Светлую седмицу. Настоятель храма отец Леонид ( Пильнов)  пригласил посмотреть древний храм Успения Пресвятой Богородицы. По дороге в Пустынь  до самого храма меня сопровождали бабочки. Это было  как в сказке: я иду, бабочки  летят рядом, показывая дорогу, я останавливаюсь, они садятся на руку и ждут, когда  я налюбуюсь   красотой  лесного царства.
 Затем я посетила святые места   перед  праздником  Успения Пресвятой Богородицы.   Летним теплым вечером я подходила к Боголеповой пустыни.  У моста перед  пустынью открывался вид на храм Успения Пресвятой Богородицы. Касаясь куполами проплывающих облаков, храм величественно возвышался над девственным лесом, над цветущими берегами Яузы.  И казалось: храм стоит  здесь целую вечность, утверждая правоту   слов святого митрополита  Петра: "Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти". Сегодня в возрождающейся Боголеповой Пустыни отец Леонид и прихожане храма все делают для возрождения  Пустыни.
 « Боголеп – достойный Бога»
     Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки. Но чувство это будет куда сильнее, если человек знает историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах,о  колоколах, о настоятелях и прихожанах, передающиеся из поколения в поколение.  
   Настоятель   храма отец  Леонид  по крупицам собирает сведения  об истории Боголеповой Пустыни, которая   начиналась  во времена  Иоанна Грозного.
 В древности здесь, на берегах  реки Яуза,  существовало феодальное поселение  (городище), укреплённое валом- крепостью, которая стала одним из форпостов на дальних рубежах Москвы, на древней дороге к Волоколамску, охраняя город от нашествия иноземных захватчиков. Крепостные сооружения монастыря никогда не использовались в обороне края, но стены обители (острога) служили гарантией неприкосновенности её границ. Выбор места обители был определён природными условиями: река Яуза глубокая, многоводная, край богат водоплавающей птицей и боровой дичью, лес – ягодами, грибами, заводи реки кишели рыбой и раками. На Яузе были построены плотина и мельница, процветали кузнечное дело и строительство.  На протяжении многих лет Боголепова пустынь была деревянной, но позже  часть построек выгорела и снова отстраивалась.
В 1764 г. монастырь по Указу Екатерины II был упразднён. Наступило запустение и разрушение Пустыни.   Сведений  о монастыре осталось мало. Об основателе монастыря Боголепе известно немного: «Боголѣпъ, священноинокъ, основавшiй вместѣ съ Луппомъ Боголѣпову пустынь.  Время неизвестно.    Имя Боголеп означает : «Достойный Бога». ( Могила основателя Пустыни священоинока Боголепа  не сохранилась).
  Преподобный Нил Россанский говорил: «Монах есть ангел, а дело его  милость, мир и жертва хваления». Цель иночества есть  величайший подвиг духовного служения миру: оно охраняет мир,  молится за мир, духовно окормляет его, предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за  мир. Многие из монашествующих были  истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой. Иночество имеет  великое благотворное влияние на  живущих в мире. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали и питали странников, из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам:  узникам, голодающим. Но главная неоценимая  заслуга иноков для общества состоит в  непрестанной, творимой ими молитве о Церкви, Отечестве,  согражданах. Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки – эта жертва Богу от общества, которое предавая их Богу,  из них составляет себе ограду. В монастырях  особенно процветает  священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во все красоте своего  облачения». Монастыри имели большое значение как центры науки и  распространители просвещения. Крепость и силы  религиозно – нравственного  духа государства всегда зависели  от наличия в государстве монастырей. Как и все монастыри, Боголепова Пустынь  была форпостом, крепостью. Монахи были не только воинами Христовыми, но в любую минуту могли стать на защиту Земли русской и доблестно сражаться в одном ряду с витязями.
В 1792 г. на месте деревянного храма, на средства В.Максимова, крестьянина дер. Степанцево, была построена ныне существующая каменная церковь  Успения Пресвятой Богородицы (архитектор Е.Фёдоров). По преданию, новую каменную церковь хотели возводить в людном месте, но приготовленные стройматериалы исчезли. Чудесным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнаружил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, растущей на берегу Яузы.
В память о деревянной церкви на том месте был сначала поставлен кирпичный столб (часть ограды), а примерно в 1900 г. – часовня.  
Могила  священоинока Боголепа не сохранилась. Но сохранилась Пустынь, ее  заповедная земля, где все дышит  неразлитым миром и   первозданным покоем:  дух Пустыни, ее намоленность, благодать, которую стяжали у Господа Бога священноинок Боголеп и его последователи  для этой земли живы,  осязаемы, ощущаемы каждой клеточкой человеческого существа. Эта благодать разлита в воздухе, ею пропитано все вокруг  от малой травиночки до великолепного бора, окружающего  Пустынь   Из жития известных святых  земли Русской преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского,  преподобного Саввы Сторожевского и других святых нам известно о доверительных  взаимоотношениях святых  с дикими  животными. К сожалению, нет  жития основателя Боголеповой пустыни, но к Пустыни приходят древней  проторенной тропою и лоси, и лисы, и кабаны, и зайцы, и ежи, с сосенки на сосенку перелетают белочки. Над храмом летает множество  птиц, о которых, мы, городские жители,  давно забыли.  Смотришь на чудо природы и вспоминается  псалом 83 святого пророка царя Давида : «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живее. Ибо птица обреете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит  птенцы свои, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущие в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя».  И ловишь себя на мысли:  храм ли   уникален  местонахождением в первозданной природе, или первозданная  природа сохранена по молитвам  игумена, иноков, священников и всех поколений богомольцев храма?
   Национальный парк «Завидово» это особо охраняемая природная территория федерального значения, которая относится к объектам общенационального достояния. Согласно оценкам ЮНЕСКО, Завидово — одно из самых чистых в экологическом отношении мест на Земле. Национальный парк «Завидово» - это не только великолепно охраняемый  красивейший уголок природы Центральной России, Подмосковья, но и серьезный научно – исследовательский институт, занимающийся развитием экологических традиций природопользования. 
  Создание любого заповедника ставит своей целью сохранить нетронутый участок земли как образец, создание храмов, монастырей  ставит своей целью  спасти человеческое в человеке -  его бессмертную душу, спасти  человека и Отечество.
  «Чудо – береза и  сосны - указатели»
      После упразднения монастыря по указу императрицы Екатерины II в 1761 г. Успенский  храм обращён в приходской. Императрица Екатерина пыталась закрыть  и храм «за ненадобностью», но спасло чудо:  на березе, растущей  на берегу Яузы явилась икона Успения Богородицы, и храм не закрыли. Березу срубили и  на  берегу Яузы  из одного корня чудотворной березы растут три березки. Что только с ними не делали: спиливали их, сжигали, а они всё равно растут.   Есть еще  указатели, поставленные природой: на повороте в Боголепову Пустынь  с левой стороны, где  указатель  «Национальный парк «Завидово», стоит сосна с  веткой, переломленной стихией, которая выжила, возродилась, растет  перпендикулярно вниз,  как и прежде,  зеленая – презеленая, сосновыми лапками вверх к небу тянется, птицы на ней гнезда вьют. Символ кротости, стойкости,  смирения и непобедимости: как бы ни была жестока к ней судьба, как бы ни гнуло ее, ни ломало,  она тянется к небу зелеными  ветками - лапками, словно руками в молитве к Богу, находя в этом неиссякаемую силу жизни.  Смотришь нее,  думаешь: «Разве это не прообраз церкви нашей?» При переезде через мост еще один живой указатель: на правом берегу Яузы стоит сосна, корни которой  водой подмыло.  Сосна почти вся высохла. И только  одна горизонтальная ветка,  указывающая направление к храму  – зеленая, словно говорит нам: « Так и человека, лишенного последней надежды остаться в живых, спасает благодать Божия, спасает Церковь».
 Из истории храма
  По благословению Божиему дата образования действующего  федерального значения храма Успения Пресвятой Богородицы  - 1777  г. «Аще не Господь созиждет дом,  всуе трудишися зиждущиею.  Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126). В 1792 г. на месте деревянного, на средства крестьянина деревни Степанцево Василия Максимова, московским архитектором Евфимием Федоровым была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы.  В 1845 г. установлены существующие и в настоящее время иконостасы главного храма и южного придела. В 1864 г. к колокольне  была пристроена паперть. По состоянию на 1866 г. в храме, кроме главного Успенского, был престол, освящённый во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1880 г. по проекту  архитектора Виктора Ивановича Веригина  храм расширен (пристроен северный придел). Храм типа «восьмерик на четверике» с граненым алтарем связан небольшой бесстолпной трапезной с трехъярусной шатровой колокольней, верх которой пристроен в XIX в.  Залитый светом интерьер церкви, украшают яркие, сюжетные и декоративные росписи на золотом фоне, впервые исполненные в 1858 г. Главный иконостас — резной деревянный, позолоченный — в шесть ярусов, носит следы реконструкции конца XIX в. Интересно паникадило конца XVIII века,  современное ему паникадило в южном приделе. Замечателен иконостас этого придела — деревянный, двухъярусный, в стиле классицизма, с царскими вратами конца XIX в. Роспись храма, это Священное Писание, сказанное  образом.   Икона – святыня, у которой наш дух устремляется к Богу Отцу.    Пред иконой  «Возвращение блудного сына» подумалось: «Блудный сын из Евангельской притчи – прообраз  нашего народа». Каждое наше вхождение в храм – это попытка возвращения  к Отцу Небесному, это словно воскрешение Лазаря, наше спасение и   оживление, это  словно мост над пропастью из небытия в вечность.  Храм Успения Пресвятой Богородицы,   несмотря на многие попытки,  не закрывался даже после революции.  По местному преданию, лиц,  уполномоченных закрыть храм, изгнал сам  святой Архистратиг Михаил,  сошедший с иконы.  Во время войны фашисты не стали грабить храм. Длительное время настоятелем храма был слепой священник протоиерей  Владимир Зверев (с 1939 по 1964 г.), его могила находится рядом с  храмом. Старожилы рассказывают, что слепой священник неоднократно притворялся ничего не понимающим глупым священником, юродствуя  перед Н.С. Хрущевым, требующим закрытия храма. И это спасло храм в хрущевские времена.
    В настоящее время богослужения в храме совершаются регулярно.  Недавно проведен капитальный ремонт церкви.  К храму  приписаны возрожденная Крестовоздвиженская церковь в Воздвиженском, часовня  Казанской иконы   Божией матери в Гологузово, нуждающаяся в реставрации,   восстановленная часовня святого пророка Илии в Таксино.  А также была приписана церковь с. Смолинского, разрушенная в советское время. В настоящее время отец Леонид с прихожанами  ведут большую поисковую работу, собирая  сведения о всех разрушенных храмах в близлежащих селениях, чтобы восстановить эти храмы, возродить жизнь приходов. Работа поистине титаническая, требующая огромных усилий и финансовых средств. Но  батюшка и его подвижники понимают, для возрождения села  необходимо возродить церковь, потому что не стоит село без церкви. И удивляешься, как все успевает батюшка?  Во время нашей беседы постоянно  подходили с разными вопросами люди. Издалека приехала больная женщина, просила батюшку оказать помощь в уходе за могилами родных.   Выпускники  попросили  у батюшки молитв и благословение на поступление в университет. Молодая мама с новорожденным пришла поговорить с батюшкой о крещении ребенка. Подъехала группа велосипедистов, совершающая велопробег по храмам Подмосковья. Учительница воскресной школы принесла на утверждение  план праздничного выступления  учащихся воскресной школы. Молодой человек приехал просить благословение на строительство нового дома. И по всему было видно, как с каждым днем все больше и больше  возвращается роль церкви в жизнь народа, а, значит, и жизнь народа возрождается.
    Святыни храма
    Значение  храма  в жизни народа трудно переоценить.  Можно сказать с точки зрения культуры и образования:  храм, благодаря комплексному воздействию  архитектурно – планировочных решений, декоративно – прикладного искусства, живописи, музыки, литературы  -    объект эстетического, патриотического, этического воспитания народа. И этим мы ничего не скажем. Потому что  все  вышеизложенное – приложение любви к Богу создателей храма. Таинства, священнодейства в  храме преображают каждого  человека, наполняя его сердце любовью к Богу и ближнему, соединяя его с миром святых, со всем миром. И в этом непреходящее значение религии,  суть которой в соединении, в  синергетике. 
   Большое значение батюшка уделяет возвращению святынь в храмы. В Успенском  храме находятся частицы мощей святых Апостолов, св.  прп. Герасима Иорданского,  частицы мощей св. преподобного Иосифа Волоцкого, св. благоверной княгини Анны Кашинской,  св. преподобномученицы Великой княгини  Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, святителя  Луки (Войно-Ясенецкого). Икона Собор  святых жен с мощами  святой мученицы Татьяны и  святой преподобной Евфросинии Полоцкой.  В главном пределе пребывает особо чтимая  чудотворная икона Божией Матери "Успение", а так же ствол березы, на которой она была явлена. 
Мы ходили по Успенскому  храму от иконы к иконе. Трудно передать состояние, которое испытываешь, находясь  в  этом древнем храме. Такое чувство, словно с тобой рядом все поколения, весь род  твой  стоит пред Небом.  Об этом хорошо сказал святитель Феофан. «Атмосфера храма,  в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, атмосфера сия чиста, небесна, божественна. Неведомо как — здесь то объемлет душу веяние любви Божьей, то освежает дыхание благоговейного страха Божия, словно  дыхание утренней прохлады, то оживляет движение теплоты сердечной... Побывавши в храме, побывавши, как следует, мы выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».
      Мы выходили из храма  преображенными  в первозданную природу,  о которой сказал великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
И еще: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию». Выдающийся ученый Луи Пастер: «Я много занимался изучением природы, говорит известный физиолог Пастер,- поэтому  я верую, как  британский крестьянин. Если можно было  мне заниматься и исследовать больше, то я веровал бы  просто детскою верою крестьянки из Британии …  Настанет день, когда будут смеяться над глупостью нашей современной философии. Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца! Я молюсь во время своих работ в лаборатории». Эти слова может повторить каждый крестьянин – христианин и каждый ученый – христианин, эти слова может повторить каждый человек.
 «Аще не будете как дети»
    Большую работу  батюшка  проводит с детьми. Специально для детей  создал детскую площадку, открыл библиотеку, воскресную школу. В воскресной школе дети готовились к  Всероссийскому конкурсу: « Красота  Божьего мира». 
После ознакомления с храмом, я  отправилась побродить по Пустыни. Моим гидом вызвался быть  учащийся воскресной школы. Показывая мне заповедные места, он  увлеченно рассказывал о  будущем Пустыни, связывая  с ней свое будущее:
-А  еще у нас как во всех   монастырях будет   « Монастырская трапеза» для детей,  для бабушек и дедушек. Чтоб они после службы  могли подкрепиться.
-   Что  вы   будете предлагать  детям:  мороженое,  коктейль?- спросила я .
- Ну что Вы? Ни к чему это баловство.  Детям мы будем давать гречневую кашу с козьим молоком, чтоб они росли крепкими и здоровыми, ватрушки с творогом,  молоко настоящее с  земляничным джемом. А бабушкам и дедушкам  - витамины: фрукты, ягоды.
- Например, бананы, киви, ананасы?
- Нет. Те, что растут у нас: земляника, черника, малина, грибы, яблоки. Господь каждому на   родной земле дает все, что ему необходимо, мы в молитве  просим: « Хлеб наш насущный даждь нам днесь», не заморский, не американский, не китайский,  не турецкий, а наш, тот, что растет в нашей стране, в нашей родной сторонушке. Посмотрите, как много у нас всего,- сказал  мальчик, показывая земляничные и черничные поляны.
- А чем будет отличаться приготовление блюд в  трапезной?
- Молитвой.  Перед тем как готовить, надо благословение взять у батюшки, помолиться. И перед едой надо молиться. Тогда все будут здоровыми,  и долго будут жить. А то ведь многие люди и лба перекрестить  перед едой не могут,  поэтому болеют и многие рано  умирают.
(  Уважаемый читатель, первое высшее профессиональное образование  автора  - инженер – технолог общественного питания,  я получила в одном из лучших вузов страны, который закончила со знаком ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу». Богатый опыт работы  в системе  организации питания. Меня приятно удивил трезвый  подход  мальчика к организации детского питания и  питания пожилых людей и то, что рассуждение мальчика соответствует  современной политике правительства России.  «Устами младенца глаголет истина».)
- А кем ты хочешь стать?
- Игуменом.
( Дорогой, читатель,  вторая  профессия автора   -  педагог. Почетный работник профессионального образования РФ.  Работала во всех системах образования, начиная с дошкольного, заканчивая профессиональным. И всегда большое внимание  уделялось профориентации, слышала много  ответов на вопрос «Кем быть?». Но чтобы  ребенок говорил, что он  мечтает стать игуменом, священником!       В системе  профориентации в нашей стране нельзя было и подумать об этом.  Можно было быть президентом, космонавтом,  учителем, врачом, трактористом, комбайнером, артистом, только не священником, тем более - игуменом.  Но  по сути, Игумен – это полководец в духовном сражении за независимость каждого из нас  в отдельности  и  Отечества в целом.   Замалчивая роль священников в жизни общества,  мы  лишаемся  духовной  безопасности.)
 «Аз есмь с вами, и никто же на вы»
    А в это время над Пустынью  собиралась гроза,  небо покрылось  лиловыми  грозовыми облаками.  Первые крупные капли дождя упали на землю.
- Молитесь! – крикнул  мальчик  и начал читать молитву «Живый в помощи», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», святому праведному Артему Верхольскому.
И произошло чудо: вокруг  -  гроза, а над нами… дождя не было, словно невидимый зонт  был открыт над  нами.  А мальчик  радостно смеялся:
 - Смотрите, смотрите, какой дождь вокруг нас.  Не бойтесь,  на нас и капелька не упадет!  Молитесь вместе со мной! Там, где двое или трое соберутся во имя Господне, там и Господь с ними. Молитесь  со мной!
   И вспомнились слова  Спасителя: «Аще не будете как дети, не войдете в Царствие Божие». Мне был явлен маленький пример большой детской веры и православной арифметики бытия, в которой дважды два намного больше четырех.  « Она работает с предельными величинами и потому не только напрямую связана с ней, но и главенствует над ней, включает ее в себя. Она примиряет в себе непримиримое,  сводит несводимое, соединяет несоединимое. Для нее нет противоречий, нерешаемых задач. Каждое противоречие для нее еще одна возможность духовным усилием преодолеть хаос мира, восстановить его первоначальную целостность и ценность, каждая нерешенная задача для нее есть поле подвижничества для выхода на новую орбиту постижения Бога и себя в Нем, постижения  мира и себя в нем, постижения вечности и себя в ней». Я не помню, кто это сказал, но эти слова передают истинное положение дел.
    Мальчик молился, а я с удивлением смотрела на это чудо:  гроза, ливень льет как из ведра  вокруг нас,  а  мы - сухие. Вокруг ветер деревья и кусты гнет, а на нашем пятачке - тихо,  Кто – то,   Сам ли Господь, Пресвятая Богородица  своим омофором, Ангел – хранитель, данный нам Господом Богом, или игумен Боголеп  укрыл нас  невидимым  куполом,   и стихия  нас не коснулась. И  вспомнился эпизод из времен войны:  группа разведчиков попала в окружение. Силы врага превосходили в десятки раз. Выхода не было. Разведчики приготовились к последнему  смертельному бою. Вдруг командир  сказал: «Помолимся, братья!» И они впервые в жизни в один голос, кто как мог, помолились и сказали друг другу: «Прости!». А когда посмотрели вокруг: врага не было! «Живый в помощи Вышнего, в крови Бога небесного водворится…». Когда они молились, они  стали невидимы для врага, враг обошел их стороной. Так и  нас, молящихся,  обошла стороной гроза.  Смотря на храм, я медленно с благоговением повторяла вслед за мальчиком:  «ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ! ДА  С В Я Т И Т С Я  ИМЯ ТВОЕ,»  И вдруг  над  куполом храма  рассеялись тучи, просветлело,  и на хмуром небе сначала  над  колокольней храма, затем над всем храмом  образовался ореол  - круг ясного  лазоревого неба,  которое было  голубее  голубого на фоне  рассевающихся лохматых лиловых  туч.«…ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ…»
   Явилась радуга над всей Боголеповой Пустынью, над храмом  и долго - долго сияла. И вспомнилось:  радуга завета Бога с человеком, ковчег  праведного Ноя. Это было как в сказке. Это такое счастье видеть исполнение животворной молитвы воочию, пропуская ее через сердце, сознание, видение  мира, мгновение земной жизни. И сопоставляя природное явление  с жизнью души, явно видишь  неписанный закон бытия: как гроза, уступила место тишине обновленной ливнем земли, как черно – лиловые тучи рассеялись,  уступая место лазурному небу  и сиянию радуги, так Божья благодать  изменяет черную мрачную   картину  жизни в  безверии   в Божью радугу торжества веры надежды и любви. Вспомнились слова экс- Президента РАО Н.Д. Никандрова из его выступления на Международных Рождественских образовательных чтениях:«Много раньше, в смутные времена  начала ХYII века Патриарх Гермоген, призывая народ к  российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны, и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»  
Я смотрела на маленьчика, радующегося радуге. На сердце стало светло и радостно. Необходимо было,  как водится у педагогов, завершить экскурсию заключительным словом. Но, забыв обо всем на свете, я смотрела  на сияющую радугу и верила, что все с Божьей помощью получится:  и Пустынь отстроится,   и Центр духовно – нравственной культуры   будет.  И мы наполнимся новым духовно – внимательным отношением к Богу, к ближним, к Отечеству. Потому что по вере нашей будет нам, потому что с нами БОГ!
 И  радуга стала  заключительным словом в этой невыдуманной истории.
Татьяна Браткова
член Союза журналистов РФ, писатель – публицист, поэтесса,
Почетный работник начального профессионального образования, руководитель высшей категории системы профессионального образования.
Другие материалы автора
2017-04-20 17:09 0 0
На просторах России немало заповедных мест, где обитают разнообразные птицы и животные. Зоопарк "Воробьи" , что расположен между Москвой и Калугой собрал в своей богатой коллекции птиц и животных со всего мира. В этом парке человек остается один на один с многообразием животного мира.
2017-04-19 23:14 0 3
Реплика на сообщения о признании высокого профессионализма российских летчиков.
2017-04-19 16:39 0 4
Актуальной государственной темой является благоустройство населенных пунктов. В том числе - создание парков. Об экскурсии детей из православного приюта в зоологический парк "Воробьи" в Калужской области эта статья.
Новое на портале
20.04.17 Браткова Татьяна
0 0 5
20.04.17 Курская правда
0 5
20.04.17 Сургутская трибуна
0 4
20.04.17 Сургутская трибуна
0 6
20.04.17 Сургутская трибуна
0 5