Браткова Татьяна
"Пою Богу моему"
08.04.2017
Общество, Культура, Семья и отношения, Прочее
Россия, Москва
Пою Богу моему
«Пою Богу моему дондеже есмь»
Псалом 145, стих 2
 
   Над  православным детским приютом «Покров» разливалась, устремляясь  к небесам, окрашенным золотом и пурпуром  вечерней зари  нежная мелодия, от которой все существо  наполнилось ликованием и радостью.  Дети, поющие в  доме,  не видели чудесного заката, но и природа, и  пение детского хора, словно напоминало нам:  одни строят дом, чтоб жить на земле, другие, чтоб на земле быть с небом. Какая удивительная музыка! Вспомнилась одна из легенд о святом пророке Моисее, которая рассказывает о том, что Моисей,  услышал Божественное повеление  на горе Синай в словах «Мuse ke…», - что означает: «Моисей, внемли…».  Божественное Откровение состояло из тона и ритма, так произошло  слово: «Музыка», “Мusik”,         “ Musike” .  Поэт  Н. Береке писал:
О, Музыка….
Ты – Дивный Свет,
Несущий Душам просветленье!
И пусть покоя в жизни нет –
Но есть святое вдохновенье!
Когда – нибудь рассеют тьму
В душе Божественные звуки!
О, неподвластные уму
Любовь и музыканта руки…
К сожалению, мы не уделяем должного внимания сущностным моментам эстетического и психологического воздействия искусства на человека, в результате которого мы, по словам Аристотеля, получаем своего рода облегчение, связанное с наслаждением.  Искусство  спасает нас от перенапряжения, стрессовых ситуаций.  Вольфганг Гете понимал катарсис, как процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовно-душевного человека. Термин «Катарсис» использует, как метод психотерапии, значение которого было известно и Пифагору, и Гиппократу, и Платону, и Аристотелю. Современная медицина расценивает музыку, пение, стихотерапию, как арт – терапию,  как один из самых безопасных и эффективных индивидуальных методов психорегуляции, оздоровления человека и общества.
    Но поистине возвращает нас к жизни духовная музыка! В Евангелие от Матфея (26, 30)есть пример Христа Спасителя - начало христианского пения после Тайней Вечери: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую».  Св. Иоанн Златоуст говорил: «Спаситель воспел, чтоб и мы пели подобным образом». Пение является неотъемлемой частью христианского богослужения. Русская духовное музыкальное искусство всегда было неотделимо от исполнительской культуры. Многочисленные церковные  хоры исполняют за богослужением лучшие произведения  русских композиторов, прославивших творчеством Бога.. При этом уделяется большое внимание характеру исполнения церковными хорами песнопений, где священный текст имеет главенствующее значение. Н.В. Матвеев  в книге  «Хоровое пение» пишет: «Русская Православная Церковь свято сохраняет все лучшее, что создавалось  за тысячелетний период  русским верующим народом в области церковного пения. О его значении  говорят святые отцы Церкви: «Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием  возглашали  священные песни. Ничто не возбуждает и не окрыляет так духа, ничто так не отрешает  его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная… Господь установил  пение псалмов, чтоб из этого мы получали и удовольствие, и пользу» (свят. Иоанн Златоуст).
«Для того с учением сопряжена сладость  песенного сочинения, дабы через приятность слуха  неприметным образом из всех словес  получать полезное»(свят.Василий Великий)
Торжеством для радующихся, утешением для унывающих, возвышением Божественного закона, проповедующего Бога, называл христианское пение Свят. Иоанн Златоуст. Он писал: « Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних только уст: каждый звук голоса должен быть отзвуком сердца, выражением мысли» (свят. Иоанн Златоуст).
 О значении  христианского пения говорил свят. Афанасий Великий:                                « Господь желал, чтоб мелодия была символом духовной гармонии души».    Известный композитор Д. Кобалевский говорил  о том,   что для того, чтобы музыка жила, недостаточно талантливого композитора и талантливого исполнителя, необходим еще не менее талантливый слушатель. В детском приюте «Покров», дети постигают самую важную тайну жизни:  нужно верить. Здесь вера становится и средством спасения, и  способом решения всех проблем. И как велик, кто верит, и как жалок и беден неверующий, даже, если он владеет всеми земными благами. В приюте воспитывают и  исполнителей, и слушателей. Исполняя детские произведения, дети в храме во время службы слушают  музыкальные произведения, духовные напевы,  исполняемые профессиональными певцами.  Детский хор  приюта «Покров» неоднократно выступал с концертами духовной музыки в центре «Покров», перед ветеранами Великой Отечественной войны, принимал участие  в фестивале славянской музыки «Золотой Витязь», где стал дипломантом фестиваля. Песни в исполнении детей звучат на всех государственных и православных праздниках, на детских утренниках.
Святитель Николай Сербский говорил: «Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки  жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить  гармонию  жизни и свою связь с гармонией…» Значение церковного пения заключается в том, что оно вовлекает  в активное участие  верующих  в богослужение, очищает их духовно, воспитывает нравственно, способствуя  глубокому усвоению животворящих христианских истин. Оно восстанавливает  генетический фон человека, все лучшее, что было в истории рода каждого из нас заложено и бережно сохранено Православной Церковью, верующими композиторами в Церковном хоровом пении. Многие верующие люди, потерявшие корни рода в период революции, гражданских войн, репрессий, тотального атеизма,  связанных с ним последующих войн и кризисов в истории нашего государства, находят свои генетические корни в храме, в молитвах, в песнопениях. В репертуар церковных хоров входят древнерусские духовные песнопения и новейшие напевы, таким образом, созданные в различное время песнопения и стихи создают некое «созвучие времен» и в своей совокупности представляют Песнь  соборной души Православной Руси. Именно поэтому церковное пение является  неотъемлемой частью патриотического и гражданского воспитания  нашего народа.
В книге Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» есть слова: « Иногда мне кажется, что тебе  нравится ломать  всех этих маленьких гениев.- Это особое искусство, и я хорошо им владею. Нравится ли оно мне? Пожалуй. Ведь я снова собираю их по кусочкам и делаю  это лучше, чем прежде».
  Детство называют золотой порой  жизни. Детей, которые попали  в приют обстоятельства жизни хорошо «поломали». Дети попали в трудную жизненную ситуацию, генетический фон этих детей  поврежден. Многие из детей никогда не знали ни места, ни даты своего рождения, им не знакомы звуки колыбельной песни, мир они видели сквозь призму страданий, унижений, боли,  дни их золотого детства были наполнены ими до краев. Примитивные, грубые неискренние, несправедливые отношения к ним глубоко ранили личность этих детей, оставляя кровоточащую рану  на всю жизнь. С  Божьей помощью  в приюте их собирали  «по кусочкам».
  Духовная музыка  в этой ситуации являлась  одним из важных средств  духовной реабилитации и духовного возрождения не только  этих детей, но и  работающих с ними  взрослых. Каждый человек в начале своей жизни таит в себе творца. Уметь услышать мелодию сотворения мира, мига, запечатлеть для других, в этом есть то малое, которое является составной частью великого. По точному замечанию старца отца Николая Гурьянова  «пение духовных стихов является как бы проповедью самому себе».  Духовное песнопение несет   в себе какое – нибудь назидание, урок на пользу душе, призыв к покаянию, покорности  воле Божией,  молитве, взаимной любви. В  пении  незаметно без принуждения воспитывается неутолимая жажда познания мира, и поэтому пение является одним из средств развития познавательной активности ребенка, без которой трудно достичь хороших результатов в учебе. Ведь слово, соединенной с музыкой глубже проникает в сознание человека и продолжает звучать в душе долгое время, утешая, ободряя, подкрепляя силы, вдохновляя.  Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед  педагогами, приюта является развитие познавательной активности и самостоятельности детей. Церковное пение становится  для  детей приюта не только  элементом эстетического оформления  детства,  ничем незаменимым источником прекрасного, но источником  духовного вдохновения, и следующего за ним  интеллектуальной  и физической реабилитации  и  всестороннего развития.  Все в человеке взаимосвязано. Духовная музыка – это не только богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения,  в связи с тем, что в духовном пении  звучат священные тексты, через  слуховое восприятие организм освящается. Практика показывает, что если мама приносит младенца  часто в храм, то он растет более здоровым, спокойным и уверенным в себе ребенком,  а больной человек, нашедший дорогу к Богу,  возрождается. Бог, создав человека, очищает  сердце человека, и остается с чистым сердцем. Но тех, кто не сохранил чистоту сердца, Бог наказывает строго. Святые отцы всегда подчеркивали, что  церковное пение должно проникать в душу человека, тогда, оно будет соответствовать своему высокому назначению. По мысли одного архипастыря Русской православной церкви – «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».
  Наблюдая  за детьми православного приюта в  храме, убеждаюсь,  у детей  возникает  ощущение, которое уже никогда  не покинет: он  -  дитя Божие, часть великой  православной семьи, которая его  любит, и потому он должен беречь ее и отвечать за все, что на ней происходит,  за жизнь  в любом ее проявлении. (Фото с сайта приюта "Покров")
Другие материалы автора
2017-05-22 21:37 0 1
В Астраханской области завершила работу 18 - ая Всероссийская выставка пород овец.
2017-05-22 19:14 0 1
Это сообщение для « рыцарей белого паруса», для всех, кто любит океан, морские путешествия и парус.
2017-05-16 21:55 0 11
Умер Виктор Васильевич Горбатко - Дважды Герой Советского Союза, летчик - космонавт, генерал - майор, человек - легенда.
Другие материалы автора
22.05.17 Браткова Татьяна
0 1 6
16.05.17 Браткова Татьяна
0 11 2
Новое на портале
22.05.17 Браткова Татьяна
0 1 6
18.05.17 Енисейская правда
0 10
18.05.17 Курская правда
0 11
18.05.17 "Казанские ведомости"
0 7