Браткова Татьяна
Лучший сказочник мира
05.04.2017
Общество, Культура, Развлечения, Семья и отношения, Непознанное, Прочее
Россия
Лучший сказочник мира
 
Ганс Кристиан Андерсен, которого Чарльз Диккенс называл самым лучшим сказочником мира, родился  в  апреле 1805 года в семье  бедного застенчивого башмачника из Оденсе, который оставил миру очень богатый подарок: своего сына – сказочника и поэта. Мировую славу принесли ему сказки, в которых  сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре, проникнутые лиризмом и юмором, сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего.
Кристиан родился слабым, но смышленым ребенком. Он был единственным в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали, и он занимался, тем, что ему нравилось. Это обстоятельство помешало ему своевременно  овладеть грамотой, которую он освоил несколько позже, чем  его сверстники. Этим он  напоминает  нашего великого соотечественника, родившегося в северных широтах, М.В. Ломоносова - первого русского ученого естествоиспытатель мирового значения, поэта, заложившего основы современного русского языка, художника, историка, поборника развития  отечественного просвещения и науки, экономики.
Этим Андерсен напоминает другого великого ученого – Исаака Ньютона, основоположника  современной физики, математика, астронома, с 1703 года Президента Лондонского королевского общества. И Андерсен, и Ломоносов, и Ньютон в первую очередь возросли духовно и были глубоко верующими людьми. Маленький Андерсен был религиозным ребенком,  любил театр, путешествовал по  окрестностям Оденсе в поисках чудес, которые он находил  на мельнице, в лесу,  на берегу канала, где была расположена старая усадьба отставного моряка, в саду которого были установлены деревянные пушки и деревянный солдат. Когда мимо сада по каналу проплывал корабль, солдат палил в небо из деревянного ружья, а пушки стреляли холостыми зарядами, приветствуя моряков и капитанов. Кто знает, где и когда у Андерсена зародилось удивительное свойство радоваться всему прекрасному и интересному в окружающем его мире, которое делало его произведения чудесными, незабываемыми.
Андерсен говорил, что он любил писать сказки, находясь в лесах Зеландии, особенно в зимние рождественские дни. Быть может, поэтому его сказки для нас остаются  вечным праздником. Свидетельством его богатого внутреннего мира была его жизнерадостность, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. Андерсен часто страдал, страдал жестоко, но никогда не покорялся, и на тернистом жизненном пути не растерял любви к людям, жажды справедливости, умение видеть жизнь прекрасной.
- Все хорошее во мне втоптали в грязь,  - говорил о себе Андерсен.                                            Иногда он сравнивал себя с тонущей собакой, в которую мальчишки бросали камни ради забавы. За свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались за то, что не умел, по понятиям обывателей жить, был сыном простого бедного мужика, был истинным поэтом милостью Божьей. Он же гордился своим происхождением и первым из датских писателей стал читать рабочим свои удивительные сказки. Поэт Ингеман говорил ему: - Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в любой сточной канаве.Не случайно сказано, кто из малого сотворит великое, тот великим наречется…
- Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, - говорил про себя под старость Андерсен, - так и я медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе.
Первый небольшой гонорар он потратил на путешествие по Европе, которое подарило ему встречи с известными людьми того времени: учеными, государственными деятелями, любимыми писателями и поэтами, композиторами, художниками. Словно очарованный странник переезжал он из страны в страну, из города в город, от одного великого современника к другому, встречи, с которыми были для него жизненно необходимыми. Но, где бы он ни был, в Копенгагене или Амстердаме, в Риме или Париже,  в Константинополе, в Лондоне  или Афинах, он нигде и никогда  не расставался с пером. За свою жизнь он написал свыше  170 сказок и историй, которые стали для многих детей мира информальным образованием,  пламенной проповедью любви, добра, справедливости. В холодный, рациональный век, где царила атмосфера стяжательства, наживы, распространились равнодушие, апатия, зависть, озлобленность, сказки Андерсена будили в человеке способность любить. Все человеческие  благие намерения и деяния, все человеческие знания – ничто перед любовью. Об этом ярко и образно писал коринфянам апостол Павел:
- Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание, так что могу и горы переставлять, а  не имею любви, - то я ничто, и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. / 1 Кор. 13, 1-3/ На сказках Андерсена, которые учат человечности, состраданию милосердию, воспитано не одно поколение народов мира. Потому так велико их значение в нравственном воспитании.
В 1958 году была учреждена Международная золотая медаль Андерсена за лучшее произведение детской литературы.  По призыву Всемирного Совета Мира во всех странах в 1955 году было объявлено празднование 150 – летие со дня рождения Андерсена. 1975 год - год столетия со дня смерти Андерсена, был объявлен международным годом Андерсена. Его день рожденья стал  международным Днем детской книги.
- Воспитывать – значит пробуждать способность любить, - писал известный публицист С.Соловейчик, - Труд жизни начинается с труда души, с любви, потом уже идет труд ума и труд рук. Результат подобного воспитания - жизнедеятельность Андерсена, Ломоносова, Ньютона и многих других видающихся деятелей культуры и науки. Отсутствие подобного воспитания – духовный, экономический, демографический кризис нашего государства.
"Ребенку все можно дать, если одарить его любящей душой. Но ничего не получится, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу человека. Чтоб делать добро, надо приложить душевный труд, большую силу, и эта сила – любовь к людям, причем ко всем людям без исключения".  / С. Соловейчик/   Любить всех людей без исключения призывает  своими сказками Андерсен. Гегель говорил, что истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою.
Прочтите внимательно сказки “Снежная Королева”, “Русалочка”, “Дикие лебеди”… Когда мы читаем о Герде и Кае, разве мы не удивляемся  самозабвению Герды? Но не только этому нужно удивляться, читая сказку о дружбе Кая и Герды, но и удивительной способности, предвидению, вере Андерсена. На примере  Герды он показывает, как может спасать человека молитва. На пороге 3 тысячелетия российские ученые сделали открытие, которое позволяет взглянуть по – новому на устройство человеческого мозга, позволяет доказать, что молитвенное состояние так же необходимо мозгу, как и раннее известные, что позволяет на рациональном уровне постичь значение молитвы. /Работы ученых  Санкт – Петербургского Психоневрологического института им В.М. Бехтерева./ Если мы перечислим ученых, которым вера помогла создавать новое знание, то найдем среди них Ломоносова и Менделеева, Павлова и Пирогова, Вернадского, Соловьева и многих других.
В сказке “Дикие лебеди”  Андерсен показывает, как верою борется с силами зла маленькая принцесса Элиза, которой вера в Бога помогла спасти  11  околдованных братьев. Читая эту сказку, невольно вспоминаешь М.С. Горбачева, на которого, по его словам, воздействовали международные силы зла, что подтверждают известные  в мире экстрасенсы, результатом чего стал развал СССР и последующие катастрофы государства и общества. В сравнении со сказочной принцессой  президент великой державы оказался игрушкой в руках тех, кто на него воздействовал, безупречно выполняя их волю, но не волю народа своей страны. Сказка “Дикие лебеди” показывает, что праведный верой жив будет.
Как актуально  мировоззрение Андерсена сегодня. Как созвучно оно с мнением видных современных ученых.
“Как ни тяжело, все же необходимо признать, что сегодняшний мир быстро утрачивает двухтысячелетнюю духовность, культуру и нравственность. Взамен приходит культура низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению, даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины. История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех очевидной стала угроза элементарной полноценности, жизнеспособности нашего  потомства. Сейчас уже совершенно ясно, что тотальный кризис, охвативший нашу страну, имеет, прежде всего, духовную природу. Если мы не поймем этого, и не сумеем принять надлежащих мер, никакие экономические, политические программы не смогут ничего изменить к лучшему. Они будут разбиваться о своекорыстное стремление к наживе любыми средствами при полном отсутствии критериев добра и зла. Эти краеугольные понятия, такие же, как воспитание совести, самоотверженности и бескорыстия, верности и уважения к достоинству человека по свидетельству истории минувших тысячелетий имеют религиозное происхождение", - экс-президент Российской академии наук Ю.С. Осипов, экс- президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председатель Российского Союза ректоров  В.А. Садовничий.
К. Крисп говорил: - Есть три причины, по которым становятся писателем. Первая: вам нужны деньги; вторая вы хотите сказать миру что – то очень важное; третья: вы не знаете, чем занять себя длинными вечерами.Великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен хотел сказать миру  что- то очень важное. Как важно нам сегодня это  важное услышать.
Другие материалы автора
2017-07-18 21:33 0 1
Нарушение дорожных правил приводит к гибели, нарушение нравственных правил также.
2017-07-13 22:04 0 5
В России растет число многодетных семей.
2017-07-13 21:50 0 6
О встрече Министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Хапиштова М. А. с ветеранами.