Браткова Татьяна
Формула счастья
19.03.2017
Общество, Культура, Природа и путешествия, Прочее
Россия, Карачаево-Черкесская Республика
                                          Формула  счастья.
                                       «Счастье  - самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете»
                                                                                                                        Э.М. Ремарк
                                           «Жизнь – необозримое поле, если смотреть на нее в начале пути,
                                           и всего длиной в две пяди, если оглянуться на нее в конце пути».
                                                                                                                 Адальберт Штифтер
           Сколько раз в день мы смотрим на часы,  показывающие  время суток?  Но кто бы нам показал время, отмеренное в земной жизни, время, которое однажды закончится?   Часы на городской ратуше Лейпцига предупреждают надписью на стенах ратуши: «Один из них будет твоим последним». Вергилий говорил: «Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут». Валерия Александровна Пименова – человек, знающий цену времени и цену счастья. Счастье человеческое – это поле напряжения всех сил и устремлений человека.   Она – врач и педагог, ученый и изобретатель, внимательная дочь, заботливая мать и бабушка. Ее кредо: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день,    и ночь» (Заболоцкий Н.) Она много успела сделать. Где бы она ни работала,  всех учила дорожить временем жизни,  посвящая его добрым делам милосердия, медицины, образования, науки, искусства. Ей посвящали свои произведения художники, музыканты, поэты:  ее жизнь – пора трудов,  музыки, литературы, изобразительного искусства. Ее биография – сухие факты и пометки, за которыми жизнь, отданная людям. Она родилась 14 июня 1938 года в городе Махач – Кала ДАССР. Дагестан   самая южная республика России. Веками здесь жили народы более ста национальностей. Дагестан  переводится как «страна гор». Страна гор стала колыбелью для маленькой Валерии.   Сейчас на том месте, где она бегала ребенком,  детский парк, в центре которого – памятник русской учительнице. Дагестанский народ  говорит, что образование в Дагестане   начиналось с русской учительницы. Родители Валерии  -  Александр и Анна Матросовы родились в многодетных семьях, в каждой семье было по 10 детей. С раннего  детства все были приучены к труду.  Мама была дочерью  содержателя постоялого двора. У нее  было 5 сестер и 5 братьев. Дети  хорошо знали русский, бурятский, монгольский и китайский  языки. Папа был выходец из казенных крестьян Нижегородской губернии. Природный ум, любознательность,  активная жизненная позиция, вера в коммунизм определили его будущее. Коммунист с 1917 года, он  был  партийным  работником,  отличался ответственностью, беззаветной преданностью долгу, умением разбираться в людях, практической трезвостью, распорядительностью, общительностью, способностью привлекать к себе людей.  Прапрабабушка Валерии – выпускница Бестужевских курсов,  за вольнодумство сосланная в Сибирь, в Бурятии нашла свою судьбу. Рассказы о ней стали  звеном в цепи профессиональном самоопределении Валерии, которая была чутким, внимательным ребенком и никогда не могла равнодушно смотреть на боль  другого человека, никогда не оставалась безучастной к страданиям людей.  С детства она мечтала стать врачом. Впрочем,  детства в общепринятом смысле слова не было.  Родители  учили дочь дорожить своим временем, строгой дисциплине, неукоснительным соблюдением распорядка, прилежанию в учебе и труде.  К тому же время было суровое. Дети взрослели рано.  Воспоминание о детстве: война, бомбежки,  среди ночи объявление воздушной тревоги, брали котомки и  бежали в бомбоубежище. Холод, голод, лакомством были жмых и тутовник. Частые переезды в связи с переводами отца на работу в разные города: из Махачкалы  в Черкесск.  Снова – Махач –Кала,  жили полгода в оледенелой квартире, затем вновь Черкесск, Ставрополь. В Ставрополе Валерия пошла в школу,  училась отлично. Затем снова переезд в Махачкалу. Через три года  отца перевели в Улан –Уде, затем в Кемерово, затем в Тюмень, жили  всюду  по 2-3 года. Отец занимал ответственный пост – предствавитель  Совета по делам колхозов при Правительстве СССР. Школу закончила с серебряной медалью в Тюмени. Валерия закончила так же музыкальную школу. Преподаватели рекомендовали ей поступить в консерваторию, но выбор остался за медициной.  После школы  Валерия поступала в один из лучших ВУЗов мира - Московский 1 медицинский институт, но не прошла по конкурсу:  не хватило 1 балла. Чтоб воспользоваться связями отца, об этом и речи  не могло быть. Валерия стала работать лаборантом на хлебозаводе. Работу сочетала с подготовкой к  поступлению в институт. Свободное время посвящала ознакомлению с архитектурой, театрами, музеями, выставочными залами, была свидетелем многих культурных событий того времени. Руководство хлебокомбината предложили Валерии направление в  технологический институт пищевой промышленности, но  Валерия поступила в Омский  государственный медицинский институт.   Получила диплом с отличием по специальности «лечебное дело»,  и по распределению была направлена в сельскую участковую больницу на се вере Омской области в 400 км от Омска. Добраться  туда можно было только по Иртышу на  судне на подводных крыльях - «Ракета» летом, а зимой, если повезет, – на вертолете. Больница находилась на берегу Иртыша, обслуживала 8 деревень, имела 2 ФАПа.  На противоположном берегу реки располагалась районная больница.  В районную больницу  летом отвозила больных на лодке, зимой, переводила по льду.  Дорог не было, на вызов ходила по бездорожью в любую погоду, в любое время суток.  Зимой можно было заблудиться, сбиться с пути и замерзнуть в сугробах  высотой в человеческий рост. Трудно было   привыкнуть к глуши, к отсутствию образованного медперсонала. В больнице работали малообразованный фельдшер и неопытная акушерка. Диагностической лаборатории не было. Максимальное внимание при осмотре больного, беседа с больным и родными, профессионализм, -  это  позволяло поставить верный диагноз. Перефразируя изречение  Сенеки: «Нет лучшего врача, чем верный друг». Можно сказать: «Для больного нет лучшего друга, чем надежный врач». Лечить приходилось и детей, и взрослых, принимала роды.  Городская девушка могла  не справиться, испугаться трудностей и бросить  работу. Но Валерия Александровна  из тех людей, кто никогда не сдается. По характеру она человек, стремящийся к совершенству.   Это была школа становления врача,  формирования профессионального мастерства и закалки характера. Валерия Александровна организовала санитарно – просветительскую работу. Участвовала в художественной  самодеятельности. Л.Н. Толстой писал: «Как только искусство перестает быть  искусством всего народа,  и становится  искусством  небольшой группы  людей, оно перестает быть делом нужным и важным, а становится пустой забавой». На участке проживали люди разных национальностей:  русские, белорусы, поляки, татары. Среди них было много ссыльных, бывших заключенных, были и алкоголики, и наркоманы. Но к молодому доктору все относились с уважением. Она никогда никому не отказывала в оказании помощи. Даже тогда, когда над ней нависла смертельная опасность. В одной из деревень произошла вспышка дифтерита. Пока не  спасли всех людей, В.А. Пименова оставалась в этой деревне. Это было трудное время становления, и   чувство победы, обретенное в суровых испытаниях, помогало побеждать в дальнейшем. Затем В. А. Пименова работала  в Центральной научно- исследовательской электронно-микроскопической лаборатории Омского медицинского института. Здесь она впервые проникла в тайны микробиологии, увидела невидимых врагов человечества, способных уничтожить все живое на земле.  С 1966 по 1985 год,  работая  на кафедре микробиологии  Кемеровского Государственного медицинского института, занималась научно – исследовательской работой под руководством выдающихся ученых, известных всему миру корифеев медицины. Исследования В.А. Пименова  проводила в лабораториях  Института Питания АМН СССР,  Института эпидемиологии и  микробиологии Академии Медицинских Наук СССР, в бактериологической лаборатории в 1 Московском медицинском институте им. Сеченова, в 1 Ленинградском  медицинском институте, в бактериологической  лаборатории СЭС г.Черкесска, в инфекционной больнице г. Черкесска. Материалы научных исследований  по микробиологии были доложены на международных научных форумах  в Москве, Ленинграде, Кемерово, Ставрополе. В. А.Пименова  принимала участие во  Втором  Всероссийском съезде инфекционистов. Ею опубликовано более 20 научных работ, разработаны и изданы методические пособия и научно – педагогические работы по педагогике (более 20). В.А. Пименовой разработаны и запатентованы  рационализаторские предложения. Опыт  новаторства и изобретательства  В.А. Пименовой обсуждался на  научно – практической конференции в Кемерово.   В. А. Пименова  – автор учебных пособий  для студентов медицинских институтов и колледжей.  В 1985 году в связи со смертью отца и необходимостью ухода за  больной матерью Валерия Александровна переезжает в Черкесск и поступает на работу в Черкесское медицинское училище. Она - преподаватель  высшей категории ( дисциплины:  микробиология с вирусологией,  и иммунологией, инфекционные болезни с   эпидемиологией). Деятельность В.А. Пименовой яркий пример того, что чем  шире сфера деятельности человека, чем многограннее его и интересы, чем больше творчества в его труде, чем ярче  проявляется в   межличностном общении духовно – нравственный потенциал, тем большую роль в его жизни  играет  культура  чувства, тем  большего результата человек достигает во всех сферах деятельности.  Это качество характера  является одним  из важнейших  свойств чувства прекрасного – бескорыстие, желание  делиться с людьми знаниями. Достигнув   вершин профессионального мастерства, стремится делиться опытом  восхождения с окружающимися.  Как в зеркале отразилось это в педагогической деятельности Валерии Александровны, лейтмотивом которой были слова  выдающегося хирурга Н.И.Пирогова: «Пусть учится тот, кто хочет учиться, - это его дело. Но кто хочет учиться у меня, тот должен научиться, это Мое дело, - так должен думать каждый совестливый педагог». Когда  у Н.И. Пирогова спросили: «К чему Вы готовите Вашего сына?», Н.И.Пирогов ответил: «Быть Человеком».  Человечности, во всех проявлениях добродетелей: любви   к человеку, милосердию, бескорыстию,  учила В.А. Пименова в первую очередь. Девизом  многих врачей стали слова Цельса: «Искусством и человеколюбием, трудом и знанием».    В жизни Валерии Александровны тесно переплетены  ее  медицинские, педагогические, научные устремления во благо народа. Платон говорил: «Государственная должность, состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек…- эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве». Педагогический труд, полный  самоотверженности,  тревог, волнений, поисков, дерзаний, испытаний на мудрость, терпение Валерия Александровна избрала по призванию и высокому гражданскому долгу. В.А. Пименова осуществляла преподавание дисциплин на современном уровне с применением современных актуальных  технологий: модульно – интегративное обучение, системный подход и проблемное обучение, методы активного обучения. Результаты ее работы  использовались в преподавании дисциплин, в практическом здравоохранении. В работе со студентами основой воспитания считала профессиональную и исследовательскую деятельность.  «Наставник эрудированный,  разносторонне образованный специалист, пользующийся авторитетом и уважением сотрудников и студентов», -  так характеризовали ее во всех коллективах, где бы она ни работала. В.А. Пименова - дипломант краевого конкурса «Преподаватель года».  В.А. Пименовой разработана и апробирована, представлена в Российский Научно – Методический Центр учебная программа по курсу «Методика учебы».  Опубликовано эссе В.А. Пименовой «Моя педагогическая философия»   в журнале «Специалист». Опыт ее работы в медицине, в образовании, ее научные исследования, изобретения всегда освещались в специальной периодике. Она – «Заслуженный учитель КЧР», награждена медалью «Ветеран труда». За инициативную, творческую работу неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства здравоохранения и курортов, Президиума Народного  собрания Карачаево – Черкесской Республики, премиями. А дома  Валерия Александровна -  счастливая мать и бабушка. Дочь Юлия продолжила медицинскую династию, она  врач – психиатр, нарколог.          « Внуки – мой свет и отрада» - говорит Валерия Александровна.  Редкое свободное время   посвящает  музыке. «Музыка, - говорит она, – часть моей души. В минуту испытаний меня поддерживает  Героическая  симфония Бетховена.  вдохновенно воздушно – серебряные мелодии Моцарта. Дух торжествует вместе с Бахом и Генделем под звуки органа».  Валерия Александровна любит  изобразительное искусство: «Жизнь поблекла бы без живописи. Краски полотен Ван Гога пламенят кровь. Охлаждают пыл суровые  бескрайние пейзажи  Рокуэлла Кента. Умиротворяют душу щемяще нежные  полотна Левитана и Куинджи». Книги всегда были ее любимыми друзьями и советчиками.  Вслед за выдающимся  писателем  Максимом  Горьким она  называет книгу «величайшим из чудес, созданным человеком». Слушая Валерию Александровну, я вспоминаю  слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского «Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве и, особенно, в отрочестве человек должен индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтоб это освоение продолжалось всю жизнь».  Искусство не раз спасало ее от перенапряжения, стрессов, настраивало на  высокий лад. Она убеждена, что эстетическое воспитание  -  наиважнейшая  часть  гармоничного развития личности человека, без чего  невозможно  творческое созидание.   Сегодня, оглядываясь назад,  мы можем сказать, что пройден непростой путь, на котором Валерия Александровна спасала людей от смерти, исцеляла, учила  исцелять, открывала новые горизонты науки, изобретала, открывала для окружающих мир искусства, щедро делилась богатством своей души. Сегодня  к ее ученикам идут люди с болью и надеждой на исцеление. Сегодня ее ученики стоят на страже здоровья и счастья людей.  Здоровье и счастье людей -   самая высокая награда за труд, в здоровье и счастье людей – в этом заключается  счастье В.А. Пименовой.
Татьяна Браткова
Другие материалы автора
2017-04-20 17:09 0 0
На просторах России немало заповедных мест, где обитают разнообразные птицы и животные. Зоопарк "Воробьи" , что расположен между Москвой и Калугой собрал в своей богатой коллекции птиц и животных со всего мира. В этом парке человек остается один на один с многообразием животного мира.
2017-04-19 23:14 0 3
Реплика на сообщения о признании высокого профессионализма российских летчиков.
2017-04-19 16:39 0 4
Актуальной государственной темой является благоустройство населенных пунктов. В том числе - создание парков. Об экскурсии детей из православного приюта в зоологический парк "Воробьи" в Калужской области эта статья.
Новое на портале
20.04.17 Браткова Татьяна
0 0 5
20.04.17 Курская правда
0 5
20.04.17 Сургутская трибуна
0 4
20.04.17 Сургутская трибуна
0 6
20.04.17 Сургутская трибуна
0 5