Омская правда
Протоиерей Димитрий Олихов: «Важно прийти не к проруби, а к Богу»
19.01.2017
Общество, Культура, Местная жизнь, Прочее
Россия, Омская область
Автор Светлана Васильева

«Искать только чуда неправильно»
– Ваше Высокопреподобие, завтра храмы будут полны народа. На глазах у людей произойдет чудо освящения воды. Расскажите о смысле праздника.
– События праздника восходят к евангельским повествованиям о том, как Господь пришел на берег реки Иордан и крестился от Иоанна. Очевидно, что Христос не нуждался в крещении, но он пришел «исполнить всякую правду». В чем эта правда состоит? В том, что человек и человечество вместе со Христом, вслед за Христом должны омыться от своих грехов (хотя сам Спаситель, конечно, не был грешен). Спасение человека неразрывно связано с таинством крещения. Духовное возрождение имеет очень большое значение. Если говорить об освящении воды, то мы понимаем, что не Господь освятился от воды, а вода освятилась оттого, что в нее вошел Спаситель. В эти дни мы как бы напоминаем воде, что в нее вошел когда-то Христос. Сегодня уже доказано учеными, что вода сохраняет память. А как долго она ее хранит? Мы понимаем, что память о том, что в воду вошел Христос, сохраняется навсегда. Поэтому мы крестим человека в воде, используем воду в освящении жилищ. В эти дни мы напоминаем воде, что в нее вошел Спаситель мира. Хотите – назовите это чудом.
– Разве не чудо – крещенская вода, которая годами остается свежей и прозрачной? В годы атеизма пытались материалистически истолковать это явление, доказать, что вода не портится оттого, что священник опускает в нее серебряный крест.
– Подобные аргументы приводились на страницах журнала «Безбожник» в 20–30-х годах прошлого века. Сегодня эти рассуждения даже комментировать не хочется, они не выдерживают критики. Да, люди массово идут в храм в этот праздник, потому что им свойственно ждать чего-то сверхъестественного. Но не это главное. Искать в празднике Богоявления только чуда неправильно. Все вокруг нас – чудо, не подверженное логике: рождение ребенка, распустившийся цветок, сама жизнь. Хотелось бы напомнить нашим читателям, что главное в христианстве – это, во-первых, сам Христос, а во-вторых, преображение человека. И крещение – не только омытие, это изменение жизни. Человек, крестившись, стал другим, пришел в храм, начал молиться, стал на путь спасения, прекратил совершать грехи, которые до этого делал. Вот это чудо, и его совершить нам, безусловно, помогает и освященная крещенская вода.
– Крещение – один из самых древних христианских праздников. почему его еще называют Богоявлением?
– Раньше Богоявление включало в себя и Рождество, и Крещение, а потом праздники разделились, чтобы мы могли каждому из них отдать должное поклонение. Долгое попразднество – до 27 января включительно – устроено было и для того, чтобы священник мог успеть объехать все села и деревни своего прихода.
«Если нет веры, и святая вода не поможет»
– Отец Димитрий, когда нужно брать освященную воду в храме?
– В крупных храмах вода освящается Великим чином несколько дней, начиная с крещенского сочельника. А взять ее домой можно в течение нескольких недель, когда она еще есть в храме. Люди иногда придают большое значение тому, в какой день была взята вода. Какая разница? Освященная в крещенские дни одним и тем же чином, она имеет одинаковые свойства. Вот говорят, эта вода сильнее или эта вода для людей, а та – для животных. Рассуждения полумагического характера. Какая вода сильнее? Та, которую ты с верой принимаешь. Если у человека нет веры, никакая вода ему не поможет.
– Считается, что в полночь на 19 января вода из крана на кухне тоже святая. Это так?
– Это правда, это вера церкви. мы на освящении воды молимся о водном естестве в целом. Но это не значит, что достаточно взять воду из-под крана и можно не ходить в храм.
– А как пользоваться святой водой?
– Да, есть церковная традиция: употреблять великую агиасму натощак, вместе с просфорой, антидором. Как святыню. Но если человек болен, то должен пить святую воду постоянно. Святой водой можно покропить человека, умыть. Мы кропим святой водой наши жилища, и даже те углы, которые не показываем гостям.
– Я видела, как в сельской местности за водой люди приходят не с бутылками или банками, а с бачками. Правильно ли это – окроплять святой водой скот, подворья?
– И поля, и сады. Все хорошо. Пусть люди берут столько воды, сколько посчитают нужным. в этом нет греха. Есть давняя традиция: в Крещенский сочельник и день Крещения Господня воздержаться от стирки – из уважения к святости праздника.
– Крещенский сочельник – постный день, принимать пищу можно после вкушения святой воды. А когда служится чин Великого освящения?
– После Божественной литургии, к обеденному времени. Можно попить святую воду и сесть за постный обед. А 19 января, в праздник, поста, разумеется, нет.
«Вернуть в жизнь благоговение»
– Тысячи омичей в праздник Крещения трижды окунаются в прорубь. В последние годы часто говорят, что это не церковная, а народная традиция.
– Да, купание в проруби – народный обычай. И нужно понимать: это не таинство. Мы видим в исторических фильмах: колядки, святочные гуляния, кто-то, может быть, лишнего принял, не совсем достойно себя вел. И крещенская прорубь рассматривалась как некий обряд очищения. Мы не будем с этим ни спорить, ни благословлять, однако хочу напомнить, что в церкви есть Таинство Покаяния.
– Осмелиться нырнуть в морозную прорубь легче, чем попросить прощения у близких или покаяться в грехах на исповеди?
– Совершенно верно, крещенская прорубь не смывает грехи. Но смелость говорит о том, что у человека есть решимость бороться с самим собой, идти на некоторое преодоление. И, может быть, следующим шагом будет именно покаяние – исповедь, причащение святых Тайн Христовых. Купание в проруби – традиция от нашей широкой русской души. Главное, чтобы человек пришел не к проруби, а к Богу. Будет так – все на пользу. Если же духовная жизнь ограничится только купанием в проруби – это, к сожалению, не то, чего ждет от нас Господь.
– Но крестные ходы к Иртышу через 70 лет после их запрета, освящение воды у построенной изо льда часовенки, купания в проруби – это было красиво, люди чувствовали единение сильных духом сибиряков.
– Не буду спорить, так и было. А почему сошло в городе на нет? В Иртыше грязная вода и лед тонок, полынья у берега. МЧС не рекомендует проводить крестные ходы на реку. А в области, на небольших естественных или вырытых у храмов водоемах, в рукавах или старицах Иртыша крещенские проруби устраиваются по-прежнему. Самая известная – в Большекулачье.
– Говорят, в крещенской купели простудиться нельзя…
– Нужно быть очень внимательным и осторожным. Сразу после купания переодеться в сухое, выпить горячего чая. Купание в ледяной воде – это стресс для организма. Заболеть, конечно, можно, особенно если в прорубь погружается человек в нетрезвом виде. Еще раз подчеркну: главное, чтобы эта народная традиция была шагом по пути к храму.
– В церкви Иоанна Крестителя на второй день Крещения престольный праздник?
– Да, 20 января в нашем храме малый престольный праздник. Будем служить литургию, освящать воду еще раз. Мы знаем, что люди придут.
– Храму Иоанна Крестителя 15 лет. Как он живет?
– Как типичный приходской храм нашей епархии. Прихожане – те, кто живет поблизости, но есть и такие, кто приезжает издалека. Храм окормляет четыре школы, несколько детских садов и областную больницу. Есть две воскресные школы – для детей и взрослых. К сожалению, у нас нет рядом помещения для занятий, поэтому детская воскресная школа работает в одном из помещений комплекса «Миллениум», а взрослые занимаются в храме.
– С каким наставлением вы обратитесь к людям в проповеди в день праздника Крещения?
– Хотелось бы обратиться и к прихожанам, и к читателям газеты с призывом к благоговению. Самое главное в этот день – сохранить благоговение и к службе, и к святыне, и к церкви. Чтобы не было так: человек пришел что-то получить, а остальное его не касается. Бывают неприятные картины, когда люди толкаются, пытаются пройти вперед, раздается какой-то крик. А если пришли со стеклянной посудой, она может упасть, разбиться. Говорю о том, что сам видел. Нужно помнить, зачем вы пришли в церковь: вы пришли к Богу. Поэтому благоговейно берем святыню, благоговейно принимаем, потом используем, сохраняем.
– Благоговения мало осталось в жизни, слишком много цинизма и суеты?
– Да, к сожалению, его становится все меньше. Благоговение – это уважение к святыне, к церкви, к ближнему, к жизни. Уважение к чему-то высшему. Оно обязательно должно быть у каждого человека.