Власова Оксана
По лестнице по этой ходили гимназисты...
23.11.2016
Общество, Культура, Семья и отношения
Россия
По лестнице по этой ходили гимназисты…
Им уже рассказали, что такое чернильная клякса, и поставить ее в своей тетради не хочется никому. Затаив дыхание, первоклассники старательно выводят буквы острым перышком на белоснежном листе. Они сегодня не просто младшие школьники, они сегодня - гимназисты, а потому и вместо привычного урока русского языка – чистописание и грамматика.
Проведение дня гимназиста в енисейской школе №1 стало уже доброй традицией. В этом году необычный учебный день был приурочен к юбилейным мероприятиям, ведь совсем недавно школа, а в прошлом - самая настоящая мужская гимназия, отметила свое 140-летие. Погрузиться в атмосферу XIX века, попробовать воссоздать учебный процесс того времени, узнать больше о своих предшественниках, представить себя на их месте – все это ожидало учащихся всей школы в течение дня. А начат он был по-особому - праздничным музыкально-литературным актом. Юбилей все-таки!
Акты. Так назывались во времена гимназии некие действия, в которых принимали участие и ученики, и учителя. Их проведение было обычным явлением в учебных заведениях. В городском архиве сохранились рассказы очевидцев, например, такого акта, когда духовой оркестр мужской гимназии (а их, к слову, было целых два) проходил по улице Большой (ныне Ленина) с выступлением. Под барабанный бой и музыку выстроенные рядами воспитанники и педагогический совет гимназии шагали по направлению к загородным лугам, где был устроен для учащихся и персонала большой стол с угощениями. Такие загородные прогулки с музыкой, гимнами, маршами и песнями для учащихся устраивались, как правило, в начале и конце учебного года. Часто акты готовили сами учителя для своих учеников. Сегодня же, в день гимназиста, подготовкой и проведением актов занимались все вместе. Место нашлось и торжественности, и азарту, и безудержному веселью во время заключительного спортивного акта, когда команда современных гимназистов состязалась с командой министров и наставников (так прежде называли руководителей школы и классных руководителей).
В расписании – словесность, логика, риторика, естествознание, домоводство, механика, арифметика, грамматика, греческий, церковно-славянский и немецкий языки, латынь. Знать несколько иностранных языков – обычное дело для гимназистов. И почти каллиграфический почерк иметь – тоже. Можно себе представить удивление сегодняшних школьников, когда под ровнейшими строчками красивых букв, написанных гимназистом, они прочитали учительскую надпись «Старайся лучше! Удовлетворительно». Заглянув в свои тетради, ребята поняли многое.
Многое поняли они и на риторике, где им предложили написать письмо в свойственной тому времени манере. Сейчас, к большому сожалению, эпистолярный жанр почти утрачен. Детям, привыкшим заменять эмоциональные выражения готовыми «смайликами» на телефонах, было непросто сформулировать витиеватые фразы с присущими прошлым векам обращениями «сударь и сударыня».
Вообще, этот день был полон сравнений. Вот, на истории ребятам предложили сравнить свой дневник и дневник гимназиста. Выяснилось, что между ними много общего: расписание, отметки, гимн, запись имен преподавателей.  Считающие себя загруженными, теперешние школьники были весьма удивлены количеством дисциплин, которых оказалось почти в два раза больше, требованиям по ним, шестидневной учебной неделе и… наказаниям, применяемым к провинившимся. А меры наказания были разные: одиночное сидение ученика в классе, выговор директора перед всеми с понижением отметки за поведение или же выговор от педагогического совета. Неуспевающих задерживали в праздничные дни или же в каникулярное время, когда ученику необходимо было продолжать заниматься отдельно от всего класса (выходит, и учителя таким образом были немного наказаны). Знакомо!.. А вот что ввело учеников в шок: оказалось, очень распространенной мерой наказания были… аресты. Да-да! За драки, неуважительное отношение к учителю, за невнимательность учеников заключали в карцер от нескольких часов до суток с письменной работой и содержанием на черном хлебе. Где располагался этот карцер в школе, выяснить пока не удалось, но зато заняться этим историческим расследованием уже захотела инициативная группа современных учеников.
Сравнить учащиеся смогли и школьную форму, и аттестаты зрелости, и благодарственные письма. Примечательно, что раньше эти письма были в четыре раза больше современных, и чтобы получить их, нужно было очень и очень потрудиться.
Реальность рассказываемых событий подогревала интерес учеников, ведь то, о чем сегодня говорят учителя, происходило не где-то далеко, а именно здесь, в стенах родной школы: гимназисты занимались в тех же классах, ходили по тем же лестницам, устраивали чехарду на переменах в тех же коридорах. И, наверное, в этом самый большой урок: ощущение истории, оценка своего положения, желание узнавать больше о своей школе. А уж сколько она еще может всего рассказать! Слушать - не переслушать!..
Оксана ВЛАСОВА
Фото из архива школы
Другие материалы автора
2017-06-14 11:11 0 10
В гости к потомкам общества польского - чаю попить и много нового узнать.
2017-04-10 06:47 0 11
Жить добрыми соседями или устанавливать свои законы на чужой земле?
2017-02-25 08:38 0 14
Повторение - мать учения, говорят. Мы повторяем вновь и вновь: "Осторожно: мошенники!"
Другие материалы автора
14.06.17 Власова Оксана
0 10
10.04.17 Власова Оксана
0 11
25.02.17 Власова Оксана
0 14