"Рязанские ведомости"
Я полюбил улицу
07.09.2016
Культура, Развлечения, Стиль
Россия, Рязанская область
На Глебовском мосту в Рязанском кремле уличный музыкант играет на блок-флейте. Услышав красивую мелодию, маленькая девочка, разводя руки в стороны, запрыгала с ноги на ногу, изображая балерину. Мама, улыбаясь, шепнула дочке что-то на ушко. Девочка подошла осторожно к музыканту:

– Вы очень хорошо играете, – сказала она стеснительно, положив в открытую коробку немного денег, и быстро убежала к маме.

Дама бальзаковского возраста в белой шляпе с широкими полями гуляла по мосту, наслаждаясь звучанием флейты. А потом, подойдя ближе к музыканту, достала из сумки мобильный телефон и включила любимую мелодию.

– А вот эту композицию Эннио Морриконе можете сыграть?

Музыкант Юрий Морозов улыбнулся, одобрительно кивнув головой, и заиграл «Одинокого пастуха» немецкого композитора Джеймса Ласта.

– Это произведение чаще всего просят исполнить на улице и приписывают его Эннио Морриконе, – рассказывает Юра. – Первым исполнителем «Одинокого пастуха» был румынский пан-флейтист Георге Замфир. Он некоторое время работал с Морриконе. Вероятно, поэтому и происходит путаница с авторством музыки. Еще прохожим очень нравится музыкальная тема из кинофильма «Крестный отец», «Город, которого нет» Игоря Корнелюка.

Мама с дочкой лет 12 выбирали на одном из прилавков сувениры на память о Рязанском кремле, а потом подошли к музыканту.

– А это вы на блок-флейте играете? – спросила девочка.

– Да.

– А я тоже умею играть на этом инструменте, учусь в музыкальной школе…

– Мы уже давно живем в Германии, приехали в ваш город на экскурсию, – добавила мама.

– А ну-ка, сыграй что-нибудь! – сказал Юра и дал девочке блок-флейту.

Несколько отрывков из классических произведений она с радостью исполнила по памяти, а мама записала импровизированное выступление дочки на видеокамеру мобильника.

На Глебовском мосту частенько можно встретить дядю Колю – местного «страдальца». Он живет где-то на берегу Трубежа в шалаше, ходит с палкой и водит за собой собак. Бывает, услышит, как Юра на флейте играет, так начинает крутиться неподалеку и у прохожих деньги выпрашивать.

– Я очень удивился, когда дядя Коля стал и мне монеты подбрасывать, – говорит музыкант.

Несколько лет назад Юра играл в переходе в Москве. Рядом остановился прохожий солидного вида и положил в коробку свернутые сто рублей. Каково было изумление музыканта, когда он развернул сотню, а там… семь с половиной тысяч. В Рязани самые благодарные слушатели клали в коробку тысячные купюры, некоторые бросали пятьсот рублей. В основном, конечно, жертвуют по сто и пятьдесят рублей. Пятачки и десятирублевые монеты кидают постоянно.

– Я играю для людей, поэтому надо любой копейке радоваться, быть благодарным и не думать о том, кто и сколько денег будет класть. Это каждый человек решит сам, – считает Юрий Морозов.

***

Юра переехал в Рязань несколько лет назад из Костромы. Закончил на родине исторический факультет педагогического вуза, поступил в аспирантуру, работал учителем в сельской школе. Но чувствовал себя «не в своей тарелке».

– Моя душа все время тянулась к музыке. Я закончил музыкальную школу по классу балалайки, пел в церковном хоре, подрабатывал звонарем на колокольне. Доучиваясь в аспирантуре, понял, что совершенно не хочу посвящать свою жизнь науке и всего-навсего иду на поводу у родителей. Папа у меня профессор литературы, а мама учитель музыки, преподает игру на фортепиано, – рассказывает Юрий Морозов. – А еще у меня есть младший брат Дима. Он работал помощником режиссера, снимался в эпизоде с Натальей Фатеевой в фильме «Королев», посвященном трагическому периоду в жизни родоначальника практического освоения космоса.

Однажды летом в 1998 году Юра работал вожатым в лагере и услышал, как один мальчик играл на флейте мелодию из кинофильма «Титаник».

– Надо же, как красиво звучит! Вроде инструмент с виду простой, а такие звуки волшебные из него льются, – подумал Юра и с тех пор начал самостоятельно осваивать все тонкости игры на флейте, черпая информацию в Интернете.

В 2005 году поехал на фестиваль «Радуга» – ежегодную крупнейшую в России встречу хиппи, где и познакомился с будущей женой Ириной Сельмен. Она рязанский художник, родилась в мещерском крае и занимается изготовлением глиняных «солотчинских игрушек». Их с удовольствием покупают туристы, приезжающие в курортный поселок.

– Когда я переезжал в Рязань к Ирине, Сергей Гусев, который играл раньше на джамбе в оркестре «Летучие барабанщики», предложил мне создать ансамбль. Но потом у него появились другие дела. Наш дуэт так и не состоялся. И я стал один играть на улице, – говорит Юрий.

Зимой, когда за окном 15-20 градусов мороза, Юра играет в электричках, иногда в переходах. Приходилось ему играть и в «романтическом автобусе». Одна супружеская пара решила отметить таким необычным образом годовщину свадьбы. Салон «пазика», украшенный внутри воздушными шариками, разъезжал по городу. На остановках в автобус заходили артисты и дарили супругам музыкальные поздравления.

– В последнее время я перестал участвовать в фестивале «Подбелка». На мой взгляд, это не совсем фестиваль уличных музыкантов, потому что там выступают группы, которые редко играют на улице. Как правило, их можно услышать в кафе, клубах, концертных залах, – делится мнением Юра. – А я полюбил улицу. Для меня это основной источник заработка. В одном из ресторанов города я играю всего лишь два вечера в неделю.

***

В Рязани уличным музыкантам пока живется гораздо проще, чего не скажешь о Москве. С начала летнего сезона сразу несколько исполнителей, играющих в центре столицы, были задержаны полицией и оштрафованы за нарушения при проведении массовых мероприятий. Деятельность уличных музыкантов решили узаконить. Артистам разрешили выступать в строго определенных местах. Для того чтобы играть, например, в метро, артисты должны будут пройти прослушивание в департаменте культуры. Кстати, в западных странах к уличным музыкантам относятся очень серьезно. Чтобы играть в общественных местах, надо получить лицензию. Во Франции, например, проводят жесткий кастинг. Местные власти убеждены: туристы должны наслаждаться музыкой исключительно в качественном исполнении, так как этот показатель также отражается на имидже страны. Власти даже платят музыкантам ежемесячно и предоставляют соцпакет.

– Я не против лицензии, – говорит Юрий Морозов, – главное, чтобы ее цена была в разумных пределах. В Мюнхене она стоит, например, 20 евро в год. Слышал, что одно время в Москве говорили о введении патента для уличных артистов. За право выступать на улицах города с музыкантов хотели брать 60 тысяч рублей в год. Это, безусловно, неподъемная сумма для нас.

Есть у Юрия Морозова мечта – создать ансамбль блок-флейт. Правда, в нашем городе таких музыкантов пока мало. Но Юра не теряет надежду. Уличные артисты – это ведь часть культуры, многовековая традиция. Они не только дарят горожанам хорошее настроение, но и прочно вживаются в полюбившиеся им улочки. Без артистов они пустеют. Уличные музыканты создают особое звучание города и ощущение праздника.Вероника Шелякина
Другие материалы автора
2017-01-16 17:01 0 13
Минувшей осенью в числе представителей и лауреатов конкурса детской литературы «Книгуру» в Рязань приезжал молодой писатель и путешественник Евгений Рудашевский
2017-01-16 16:31 0 14
Горностай привлекал внимание людей во все времена
2017-01-15 18:13 0 16
или Повод для развития внутреннего туризма
Другие материалы автора
16.01.17 "Рязанские ведомости"
0 14 1
15.01.17 "Рязанские ведомости"
0 16 2
Новое на портале
17.12.17 Браткова Татьяна
0 1
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 12
16.12.17 Браткова Татьяна
0 1 4
15.12.17 Браткова Татьяна
0 1
14.12.17 Браткова Татьяна
0 1 10