Власова Оксана
Возвращение к истокам
17.08.2016
Экономика, Культура, Развлечения
Россия, Красноярский край
Кадр за кадром, сцена за сценой, сменяющиеся крупные и мелкие планы, живой звук, яркая массовка… Сегодня в Енисейске словно снимается очередная серия исторического сериала под названием «Августовская ярмарка. Возвращение к истокам». О начале этого съемочного дня возвестил колокольный перелив-перезвон, разносясь над утренним городом, вплывая в распахнутые окна, тянуче растягиваясь над великим Енисеем: всякое доброе дело на Руси прежде с такого звона и с молитвы начиналось.
Это уже одиннадцатая серия современной ярмарочной киноленты, в которой енисейцы и гости города – главные герои. Сценарий Августовской ярмарки написан самой Историей уже давно, в XVII-XVIII веках, когда Енисейск был сибирской столицей. Чего и кого здесь только не было, что только не случалось-не происходило в ярмарку, ведь длилась она без малого месяц. Итак, краткое содержание предыдущих, глубоко-исторических серий.
События разворачиваются на торговых площадях города. Главные действующие лица – енисейские купцы и купцы из Москвы, Петербурга, Казани, Новгорода, Вологды, Астрахани, Ирбита, Тобольска, Иркутска, торговцы из Европы и Азии, для которых оборудованы не только места для торговли, но и гостевые дома, и прочие заведения, где могли бы они свой досуг по-купечески, с размахом провести. Продается и покупается здесь все: северная пушнина и китайский чай, кованые и деревянные изделия местных мастеров, английский табак и голландские колокола, нитки, шелка, жемчуг, скот, холсты… Дела идут ладно да складно, а потому на долгое время Енисейск превращается в торговые ворота, через которые проходят все пути с юга на север и с запада на восток.
Самый расцвет ярмарки приходится на конец XVIII века, к середине XIX-го торговля в городе идет на спад: Енисейск остается в стороне от больших транспортных, а следовательно, и торговых путей. Это ударило по городу экономически, зато позволило сохранить свою самобытность, камерность, уникальность. Что поделать, так распорядилась История (сценарист и режиссер в одном лице), устроив на долгие годы перерыв в работе над фильмом о торговом и процветающем Енисейске. Но в начале XXI века ярмарки в городе возобновились, работа над съемками закипела вновь, разумеется, с оглядкой на сюжеты старые и с добавлением новых, современных линий, режиссерских задумок и спецэффектов. Сейчас это принято называть модным словом «ремейк», хотя в контексте будет куда лучше «возвращение к истокам».
…Цветные флажки по всему центру города, лавки-палатки для купцов и мастеров-ремесленников, программы на освеженных яркой зеленью стареньких деревянных заборах, зазывающие баннеры, размещенные повсюду, и даже зажурчавший вдруг звонким голосом единственный в городе фонтан – все вещали о том, что грядет что-то важное, масштабное, значимое. Это они так о нашей ярмарке! Она и впрямь раньше была мощной составляющей экономики города, теперь же, кроме торговли как таковой, важно фольклорное, культурное, патриотическое и историческое наполнение Августовской ярмарки, призванной к тому же привлечь больше гостей-туристов. А их и впрямь становится год от года больше, и увидеть им все в один день не удается, а потому в этом году празднование началось накануне. В первый день по сценарию – День города, во время которого прошло большое торжество: людьми достойными, активными, творящими историю своей малой родины Енисейск богат, и каждого хочется отметить и поблагодарить. В подарок многим – грамоты, дипломы, благодарственные письма, памятные подарки и замечательный концерт от енисейских музыкальных и хореографических коллективов. В этот же день открыт мемориал памяти участников современных военных конфликтов: у войсковой части «Полюс» теперь стоит настоящий танк.    
…Оператор берет общий план: пестрая карусель национальных подворий и костюмов, ремесленной слободы и торговых рядов мелькает многообразием красок и узоров, увлекает за собой, не позволяя воспринимать уже что-то по отдельности: все смешивается, сплетается, соединяется. «Какое смешение жанров!» - говорит кто-то из мастеров о ярмарке, стараясь определить для нее кинонаправление. Кстати, каждый видел в ней что-то свое: кто-то – вполне удавшуюся попытку исторической реконструкции, в которой явно ощущается дух минувшей эпохи; кому-то увиделось народно-фольклорное гуляние исключительно для добрых людей (вот как тепло встретили на нашей земле гостей!); у кого-то возникала ассоциация со знаменитым фильмом «Кубанские казаки» с оговоркой, правда, что коней все-таки не хватает; а кто-то, перегревшись на солнцепеке, вдруг припомнил «Белое солнце пустыни». Ближе к ночи выяснилось, что в ярмарочном фильме нашлось место и мелким криминально-детективным сюжетам и даже погоне (А какой же детектив без погони?): переоценили, видно, добры молодцы силы свои, дегустируя на празднике напитки крепковато-терпкие. Что ж, каждому – свое. Впрочем, на самой ярмарке тоже каждый мог найти и обрести что-то свое: «подкупить кой-какого товару», а уж его-то было видимо-невидимо; позабавиться, померить силушку свою богатырскую в попытке сдвинуть с места автомобиль с людьми; подивиться талантам людей земли сибирской. Причем талантами своими радовали не только енисейские исполнители, но и красноярцы: в этом году культурно-образовательный проект «Енисейский экспресс» совершил свою остановку в Енисейске именно в ярмарочный день, сделав наш праздник еще более ярким и незабываемым. Однако не все площадки этого проекта выиграли от подобного совмещения: полезные просветительские мероприятия по отрасли здравоохранения проходили при очень малом количестве народа – трудно сделать выбор между лекцией об опасности инсульта и увеселительными мероприятиями. А жаль. Возможно, в другой день о своем здоровье енисейцы подумали бы гораздо охотнее. Однако это был всего лишь очередной эпизод в ярмарочном фильме.
Еще один необычный эпизод ждал енисейцев и гостей города уже поздно вечером, когда в импровизированном уличном кинотеатре демонстрировался фильм «Енисейск. Возрождение. Начало» красноярского режиссера-документалиста Андрея Гришакова. Андрей автор более сорока документальных фильмов об истории Сибири и Красноярского края. Над фильмом, рассказал режиссер, съемочная группа работала четыре года, снимая постепенное преображение города к предстоящему 400-летию. Речь идет о восстановлении некоторых памятников архитектурного наследия. «По-настоящему понять Енисейск можно только тогда, когда начинаешь жить с ним в одном ритме, не просто проходить по его улицам, а рассуждать о них, вглядываться в старые деревянные дома, которые, к сожалению, пока не восстанавливаются», - отмечает режиссер. Андрей Гришаков планирует продолжение работы над новыми фильмами о Енисейске, благо сюжетов для этого в толще богатой городской истории сокрыто множество.
День близится к завершению. На кинопленке ярмарки остались сотни колоритных образов мастеров, художников, выставивших свои творения, устроивших целый вернисаж. А вот кто-то продолжает творить здесь же, радуя народ портретами и дружескими шаржами…  Вот рукодельники Казачинского дома ремесел, наши давние друзья, привезли помимо привычной уже берестяной и деревянной продукции самотканые и расшитые вручную изделия; большеулуйские мастера не отстают, удивляя ассортиментом сувенирной продукции; вот томичи пожаловали впервые, решили удивить сибиряков самошитыми тапочками из овчины. Удалось! У красноярцев – лоскутные одеяла и льняные сарафаны и рубахи. Мастера эти в Енисейске впервые, планируют приехать еще. А вот абаканцы вернутся вряд ли: работать в таких условиях, говорят, совершенно невозможно, ведь очень громкая музыка мешает беседовать с клиентами, а без этого товар не предложить и не продать. И не поспоришь… По этой же причине остались в молчании этнические музыкальные инструменты: варган, глиняная флейта, бубны… Опять же, каждому – свое: кому-то громкая музыка была только в радость.
Остались на пленке и дивный велосипед с польского подворья, украшенного в этом году репродукциями сюрреалистических картин художника Яцека Йерка; на пленке осталась вафельница, с помощью которой на немецком подворье выпекали вафли на костре; цыганские песни, татарский чак-чак, чукотский чум из шкур оленей. В кадр попала и большая лайка Юлайка - символ предстоящей в 2019 году в Красноярске универсиады. Остались в кинохронике и выступления поэтов, и пение бардов, и звуковая атака. Остались кадрами этого уже неповторимого фильма скромно стоящие куклы, демонстрирующие одежду северных малочисленных народов края. Их привезла из Хатангского района библиотекарь Зоя Кудрякова. Она очень обеспокоена тем, насколько стремительно утрачивается культура, обычаи и традиционные ремесла нганасанов, долганов, ненцев, эвенков. «Чуть-чуть времени осталось, - говорит. – Не упустить бы, обратить внимание…» Значит, им тоже нужно возрождение…
Последние сцены ярмарочного дня. По сценарию народ медленно заполняет городскую набережную, плотным потоком сходит на берег. Все в ожидании яркого финала – фейерверка. Залп, еще, еще… Восторженные возгласы сопровождают каждый расцветающий на ночном небе мерцающий блестками цветок, каждый искрящийся звездопад или раскрывающееся сердце. Залп, еще, еще… А может, это разноцветными буквами пишет нам что-то сценарист и режиссер История? «Неужели конец фильма?» - подумает кто-то. Да нет же! Продолжение следует! Закончилась только одиннадцатая серия.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора
Другие материалы автора
2017-07-12 05:20 0 10
Езда в нетрезвом виде - преступление. Возможно ли его искоренение?
2017-06-14 11:11 0 14
В гости к потомкам общества польского - чаю попить и много нового узнать.
2017-04-10 06:47 0 13
Жить добрыми соседями или устанавливать свои законы на чужой земле?
Другие материалы автора
12.07.17 Власова Оксана
0 10
14.06.17 Власова Оксана
0 14
10.04.17 Власова Оксана
0 13
Новое на портале
16.08.17 Курская правда
0 1
16.08.17 Енисейская правда
0 1
16.08.17 Енисейская правда
0 1
12.08.17 «Выксунский рабочий»
0 3
07.08.17 Браткова Татьяна
0 5 6