"Красноярский рабочий"
"Кино остаётся некривым зеркалом"
23.06.2016
Общество, Культура
Россия
- Меня удивляет, почему в нашей стране не рассматриваются в едином ключе туризм и кино, хотя по креативному аудиовизуальному сектору судят об уровне развития малого предпринимательства и бизнеса в целом,- начал он разговор.- Мы живём в эпоху аудиовизуальной культуры - это Интернет, телевидение, радио, кино, и, снимая фильмы, представляем культурную картину мира.

Кино позволяет создавать новые образы, символы и отношения. Американцы, например, давно не летают в космос самостоятельно, но многие думают, судя по фильмам, что они уже и на Марсе побывали...

В большом аудиовизуальном пространстве существует конкуренция среди изображений. Студии, создатели находятся в зависимости - им нужно постоянно удивлять зрителя. Если наши ландшафты, локации, города не включены в фильмы, то нас нет в мировом контенте, мы существуем только на своём региональном уровне, а значит, никому не нужны. Поэтому для региона очень важно создавать продукт, который будет востребован и интересен во всём мире.

- Для того чтобы попасть в этот поток, что нужно?

- Поясню, как это связано с туризмом. Сибирь у западного человека ассоциируется с большим и серым пространством, тайгой с медведями, и мы эти стереотипы не разрушаем!

В 2012 году Фонд кино создаёт - каталог для поиска натуры при съёмках, но весь Сибирский федеральный округ представлен только шестью фотографиями. Как вы думаете, это раскрывает наш регион? Одна фотография Красноярской ГЭС на весь Красноярский край!

Несколько примеров. Известный фильм "Аватар" снимался 10 лет, по всему миру искали для него необычные скалы. И нашли - Парящие горы в Китае. С помощью компьютерной графики было снято уникальное природное явление, что в итоге стало неотъемлемой частью фильма. И сейчас все знают, как выглядят Парящие горы, туда едут туристы, организованы специальные туры.

В Новой Зеландии сохранилась деревня хоббитов со съёмок фильма "Властелин колец". В Таиланде с пляжа воруют песок, по которому ходил Леонардо Ди Каприо... И таких звёзд и образов, за которыми едут толпы туристов, создаёт только кинематограф.

Чем богата наша страна? Территориями! Безграничностью пространства - один Красноярский край, занимающий пять климатических зон, может удивить любого. Но мало кто знает, что на территории края, помимо ГЭС, самый большой водопад в Азии. Почти никто не знает, что у нас в Сибири есть так называемые зыбучие пески, а уж иностранцам это тем более неизвестно.

Мы не используем свои богатейшие возможности - вот в чём проблема! На мировом рынке аудиовизуальной культуры наша страна, особенно её восточная часть, по сути, закрыта, сюда никто не попадает.

"Би-би-си" однажды снимала серию фильмов про арктическую землю, в том числе на территории России. Велись красивые натурные съёмки, а по окончании работ участники творческой группы, имевшие разрешение на съёмки с вертолёта, рассказали в сюжете, как это происходило, как снималось.

В России они столкнулись с такой бюрократией, что вынуждены были метаться по небольшому арктическому посёлку в ужасе от того, что их просто вышлют обратно из-за отсутствия штампов в миграционных картах, и тогда они не уложились бы в бюджет съёмок. То есть риск для иностранцев, снимающих фильмы на территории нашей страны, колоссальный. Поэтому к нам не едут, поскольку режиссёры и операторы не знают, к кому обратиться...

Что мешает поддерживать фильмы, которые снимались бы на территории Красноярского края? Если помогать съёмочным группам, они тратили бы здесь деньги на проживание в гостиницах, делали покупки, оплачивали услуги, а снятые фильмы попадали бы на мировой экран и в первую очередь демонстрировались бы у нас в регионе, ещё и прибыль была бы.

- А как же в других странах?

- В Японии, например, тридцать шесть кинокомиссий - на все административные районы, и каждый имеет свой сайт, где учтены все мостики, речки, часовенки и так далее. И можно легко выбрать для съёмок то, что тебя заинтересовало.

Это доходный бизнес, но он проходит мимо нас! Помимо того, что мы не попадаем на мировой рынок изображений, в аудиовизуальное пространство, так мы ещё и не зарабатываем.

На Западе существуют механизмы возврата денежных средств: там борются за то, чтобы к ним приезжали съёмочные группы. У нас же всё сосредоточивается в столице, в итоге получается и дорого, и глупо.

Наш регион находится далеко от культурных центров. В стране кинообразование есть только в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. Получается, если ты хочешь заниматься кино, то ты должен уехать.

- Вы тоже пробовали уехать в столицу учиться?

- Я пробовал поступить во ВГИК на режиссёрское отделение, не поступил. К тому же совсем был недоволен Москвой - ритмы моего сердца не совпали с ритмом этого города. Потом познакомился с французами, которые были заинтересованы в моём проекте, я был готов помогать реализовывать их идеи, так мы подружились и общаемся до сих пор.

Когда вернулся из Москвы в Красноярск, понял, что нужно делать всё самому: дают грант - хорошо, не дают - не беда, надо думать и искать выход.

- Какие впечатления у вас остались от занятий со слушателями курсов повышения квалификации в нашем центре?

- Слушатели озабочены огромным количеством требований, предъявляемых к их работе в учреждениях культуры, но заниматься было интересно. Все соглашаются с тем, что мы потеряли зрителей - люди отвыкли ходить в кино. Где же взять зрителя?

В школе изучают литературу, музыку, изобразительное искусство, но только не кино - ни как исторический документ, ни как средство общения и восприятия информации. Человек, если у него сформировано критическое мышление, посмотрев любое видео, телепередачу, способен сам оценить увиденное, понимая, что всё это субъективно. Поэтому я сказал слушателям на курсах: "Если вы хотите, чтобы к вам пришли зрители через три года, идите сейчас в школы и работайте с детьми".

Самая большая аудитория кинотеатра - подростки и молодёжь 16-25 лет, причём смотрят они развлекательные фильмы. Но для того, чтобы воспитать думающего зрителя, развлекательное кино не помощник, здесь необходима специальная программа, а у нас её, к сожалению, до сих пор нет.

Известен опыт Пермского края, где основы медиаобразования внедряются в общую систему образования. Там создают программы, основанные на просмотре фильмов по каждому школьному предмету.

- Что в них входит?

- Просмотр и совместное обсуждение. Можно обсуждать абсолютно всё: проблему, затронутую в фильме, причины того или иного поведения героев, отношение автора картины к рассматриваемой теме, историю места, где производились съёмки, литературный источник и так далее.

- Объявлен Год российского кино, но пока, признаться, не особенно заметны какие-то действия. Как мы, зрители, можем ощутить на себе, почувствовать что-то новое?

- Давайте для начала разберёмся, что такое кино. Это и бизнес, и искусство одновременно. С точки зрения творчества - это возможность самореализации, способ коммуникации, кино - носитель культуры. Кроме того, это документ (художественный фильм также является документом, поскольку фиксирует изображение определённой местности, актёров и других лиц, участвовавших в съёмках).

Мир так устроен, что любая деятельность в итоге приносит свои плоды. И то, чем мы занимаемся сегодня, лет через 10 станет золотом. Например, сотрудники Литературного музея имени В. П. Астафьева могут записывать интервью с писателями, которые зачитывали бы отрывки из своих книг. Таким образом будет сохраняться авторская интонация, которая спустя годы станет очень востребованной.

Не надо забывать, что кино - хранитель памяти. Некоторые мои зарубежные коллеги уже на протяжении ряда лет записывают на видео жизнь простых семей, старейших, уважаемых граждан, тем самым берегут память о событиях, о людях.

Раньше такую функцию в нашей стране частично выполняла хроника. Все думают, что сегодня этим занимается телевидение, в действительности же - нет. Поэтому надо самим как можно больше записывать и сохранять воспоминания близких, наших ветеранов, которые воевали, строили города, гидростанции, чья жизнь и деятельность связаны с историческими событиями и решениями.

Даже то, что мы снимаем своих детей на камеры мобильных телефонов, через несколько лет будет представлять ценность - дети ведь очень быстро растут! Поэтому всем советую: старайтесь записывать важные моменты вашей жизни.

- На высоком уровне постоянно говорят о частно-государственном партнёрстве, а как это происходит на самом деле? Как у вас складываются отношения с другими организациями?

- Всё держится на отношениях между людьми, а не организациями. Могут быть хорошие отношения с руководителем, в результате по договорённости с ним ты вкладываешь деньги в какой-то проект, а затем назначают другого директора, у которого иное видение ситуации... В общем, это риск.

Государство должно создавать условия для того, чтобы бизнес развивался. Если это культура, то и мыслить надо соответствующими критериями, а государству сразу нужны доходы. В кино это особенно чувствуется.

Раньше в стране была уникальная советская киноиндустрия - со своей системой показов, финансированием. В первую очередь это было социальное кино, оно не ставило основной задачей заработать денег и помимо выполнения задач партии должно было отражать жизнь простого советского человека, настраивать людей на нужный жизненный лад.

- Это очень важно - настроить общество на нужный лад...

- Вот потому было много хороших, качественных фильмов. Выполняя социальную функцию, кино было частью культуры. Но была идеологическая зависимость, а сейчас - денежная.

В США, напротив, кино - это чисто бизнес. Это не значит, что все их фильмы не представляют ценности, но часто прибыль ставится выше творческих целей. Они ремесленники, и соревноваться с ними по качеству аттракциона сложно, так как задействована огромная машина, вкладываются большие деньги.

- Кто сегодня занимается документальным кино в нашем крае?

- Государственных студий нет. Красноярскую студию документального кино закрыли, оставшиеся не у дел режиссёры открыли свои студии, подобные нашей. Но денег на производство фильмов выделяется так мало, что дружить между собой не приходится. Именно со стороны государства идёт политика разобщения, а не объединения.

- Отчего, на ваш взгляд, это происходит? Система так выстроена или такое отношение к документальному кино?

- К сожалению, нет понятия о том, что такое кино, документальное в том числе. Например, выделяются неплохие деньги - 500 тысяч рублей, но их необходимо реализовать всего за четыре месяца - требования под телевизионный стандарт.

Однако киносъёмки отличаются от телевизионных тем, что если на телевидении нужно быстро снять, смонтировать и выдать в эфир, то в кино требуется время. Режиссёр и его герой должны привыкнуть друг к другу, и связь здесь значительно глубже, чем в телевизионном формате. Но всё по-прежнему заточено под телевизионные требования.

- Но у нас всё же есть повод для оптимизма?

- У нас очень талантливые люди, и в России благодатная почва для развития документального кино.

***

Полностью интервью можно прочитать на сайте www.krasrab.net в разделе "Статьи".
Светлана ШИДЛОВСКАЯ, редактор Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры. Дивногорск.
Другие материалы автора
2016-06-23 13:47 0 19
Инвестиционной репутации Красноярья нанесён серьёзный удар
2016-06-23 13:37 0 17
Когда журналисты пугают читателей, зрителей, слушателей разного рода страшилками, это ещё как-то можно понять - тем самым они привлекают внимание к своему СМИ, повышают рейтинги, цитируемость. Но когда этим занимаются государственные органы...
2016-06-16 09:08 0 16
"Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый! Дабы не смущать начальство разумением своим".
Другие материалы автора
23.06.16 "Красноярский рабочий"
0 19
23.06.16 "Красноярский рабочий"
0 17
16.06.16 "Красноярский рабочий"
0 16
Новое на портале
16.11.17 Браткова Татьяна
0 1
15.11.17 Енисейская правда
0 9
15.11.17 Енисейская правда
0 9