Курская правда
Надежда Пикуль: «Петь я любила всегда»
15.04.2016
Культура
Россия, Курская область
В марте этого года стартовал новый проект комитета по культуре Курской области «Разрешите познакомиться?». В вопросительной форме его названия заключен парадоксальный смысл, ибо герои этих встреч — люди весьма знакомые курянам. Однако, полагают организаторы, не факты биографии определяют статус этих людей, а их взгляды, убеждения, жизненные принципы.    Поводом для приглашения на разговор становятся юбилейные даты. Первыми гостями проекта стали директор драматического театра Михаил Лобода, актер Виктор Зорькин и директор Курского колледжа культуры Зинаида Криволапова. Как известно, никто не знает о нас лучше, чем мы сами. Их рассказы о себе, ответы на вопросы, заданные им участниками встречи, расширили диапазон восприятия вроде бы хорошо знакомых нам работников культуры. 3 апреля своими мыслями со зрителями делилась заслуженная артистка России, солистка Курской государственной филармонии Надежда ПИКУЛЬ.
 
Не случайно для встреч в проекте выбран малый зал драматического театра имени А.С. Пушкина — уютный, располагающий к монологу и диалогу «глаза в глаза».
- С удовольствием расскажу предельно честно о себе, - этими словами Надежда Георгиевна начала свой монолог. - Родилась я в 1956 году в Курске, в роддоме №1 на улице Ленина. С 3 лет начала давать концерты во дворе нашего дома. Он соседствовал с городской типографией (тогда — типография «Курская правда»), а выше нашего дома находилось здание областной газеты, в которой работала мама (известная журналистка Вера Шалыгина). Рабочие во время обеда выходили во двор с бутылками молока и кефира, с булками, обедали, а я им пела песни. Здесь я получила первые аплодисменты, первое признание зрителей. И первый гонорар — они угощали меня конфетами.
         По ступеням — к профессии
Аплодисменты вдохновляли талантливую девочку приносить другим радость. В ее доме всегда звучала музыка, мама играла на рояле, они вместе пели. «А петь я любила всегда, -признается именинница. - И так продолжалось до тех пор, пока в 6 лет мама не взяла меня за руку и не отвела к своей знакомой, замечательному преподавателю по фортепиано Зое Ивановне Нелюсовой. А через год 1 сентября я пошла учиться сразу в две школы: 32-ю и в 1-ю музыкальную. Участвовала очень много, везде и кругом в художественной самодеятельности. Не стоял вопрос, куда пойти учиться дальше, конечно, в музыкальное училище! Поступила на дирижерско-хоровое отделение в класс Надежды Павловны Рыбас. Она — замечательный педагог энциклопедических знаний. Однажды сказала: «Тебе петь надо, у тебя голос дивный», и отвела к знаменитому курскому педагогу по вокалу Людмиле Сергеевне Переверзевой. Начались профессиональные занятия. Людмила Сергеевна, выпускница Гнесинского института, многому меня научила. Постановкой голоса мы практически не занимались, голос был дан от природы. Шлифовали вокальную технику, скрупулезно работали над репертуаром. Я ей очень благодарна за то, что так вникла в эту профессию и полюбила её. Людмила Сергеевна постоянно твердила: поступай дальше учиться только в Московскую консерваторию. Государственные экзамены сдала на «отлично» и получила направление для поступления в столичную консерваторию».
«Ну, послушаем, что нам споет грузинка из города Курска по фамилии Пикуль...» - скептически сказал на прослушивании первого тура декан вокального факультета Гуго Ионатанович Тиц. Надежда пела арию Сантуцио из оперы «Сельская честь» Маскани. И он поменял своё мнение, по его совету все три тура пела эту арию, хотя приехала на экзамены с внушительным списком своего репертуара. К третьему туру в Бетховенском зале, где обычно прослушивали абитуриентов, обвалился потолок, и они пели со сцены Большого зала консерватории. «Совершенно необыкновенное ощущение. Больше ни один зал не оставил такого впечатления: откуда-то сверху, словно большой абажур, накрывает тебя собственный голос».
         Вера, Надежда, любовь
Продолжения именам Вера, Надежда... (тут бы и Любушке быть) не случилось, семью умножают сыновья и внуки - мужчины. А любовь в семье пребывает изначально. Мечта об учебе в консерватории сбылась, ненадолго: оказалось, что Надежда беременна, причем во второй раз. Первый сын родился еще во время учебы в музыкальном училище (ныне — Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова). Пришлось выбирать. Выбрала семью. Но мечту не оставила. В 1983 году поступила учиться в «Гнесинку» - там было заочное отделение. И опять поступила, по ее словам, «легко, так как была хорошо подготовлена», пела арию Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама». В блестящих ответах по сольфеджио пригодились советы курского музыканта и композитора Федора Васильевича Гольцева. Надежда Георгиевна подробно, с большим уважением и благодарностью говорила о своих педагогах, которые помогали ей возрастать профессионально, развивали и совершенствовали музыкальные вкусы. Большой след в её творческой судьбе оставила прославленная певица Зара Долуханова. «Какие бы слова в превосходной степени о ней не говорились, их будет мало. Великая женщина и певица. Так как она исполняла старинную музыку Баха, Генделя, Моцарта, у других не слышала больше. Филигранно, с высочайшим вкусом. Она привила и мне высокий вкус в подборе произведений для исполнения. Мой темперамент, бьющий через край, умела сдерживать, говоря: «не надо так хлестать эмоциями, публика в зале должна рыдать, а певец на сцене — петь, причем без слез». Требовала четкое произнесение текста. Любимым выражением Зары Александровны было: «Ты должна петь, чтобы бабушка глуховатая на последнем ряду понимала каждое слово и понимала о чём ты поешь. Она купила билет и имеет право знать». Мастер-педагог оснастила Пикуль вокальной техникой, исполнительскими приемами. Настоятельно просила «к следующей сессии, чтобы ты уже работала в концертной организации». На 4 курсе после отличной сдачи зимней сессии у студентки и педагога состоялся такой разговор. «Не могу смотреть, - сказала Долуханова, - как ты на целый месяц уезжаешь от детей, как тоскуешь без них, звонишь домой каждую минуту... (Эти хлопоты были ей знакомы — у самой примерно такого же возраста росли двое сыновей). Собираешься стать педагогом? Нет. Тогда зачем тебе продолжать учиться? Как профессионал-вокалист ты уже готова. Мне больше нечему тебя научить, что могла тебе дать в профессии, дала». «И я с удовольствием, - честно признается Пикуль, - не поехала на следующую сессию». Теплые отношения со своей наставницей она поддерживала до её последних дней: советовалась, звонила, навещала.
Верный спутник Надежды Георгиевны на сцене — курский пианист, заслуженный артист России Виктор Хмелевской. Этому тандему 35 лет. В бытность художественного руководства коллективом филармонии их вместе «на работу артистами» взял Григорий Самсонович Львович. Это было в 1985 году. 31 год она служит солисткой филармонии. С Виктором Васильевичем они тогда сразу «окунулись» в большую работу. Вокальный цикл Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина по-новому открыл драматическое сопрано певицы. Позже исполняла это сочинение с народным артистом из Москвы Аркадием Севидовым. Пела свиридовскую музыку на стихи Пушкина, Блока, Саакяна. И, конечно, «Патетическая оратория», исполненная вместе с народным артистом России Александром Ведерниковым, остается в памяти курян ярким праздником искусства.
«Жизнь все время сводила меня с хорошими людьми, большими профессионалами, - продолжает она свой монолог. - Благодаря Ольге Владимировне Макаровой, в ее бытность работы в филармонии, фонтанировавшей идеями, появилось несколько интересных программ. Три концерта состоялись в Москве, в том числе в музее Ермоловой». С «Отчалившей Русью» в творческой судьбе Пикуль связано очень многое, рассказала нам после встречи Макарова. На всесоюзной аттестации (раньше все филармонии её проходили) певица вместе с Хмелевским предварительно прослушивалась у Долухановой, на что Зара Александровна им заявила: «Вы можете это петь хоть самому Господу Богу». Настолько это было в высшей степени профессионально.
Где бы ни гастролировала певица — в Москве, Белгороде, Германии, Краснодарском крае... — ей сопутствовал успех. «Я рада, что мне удалось музыкальное знамя Курска везде пронести достойно. В Германии, кстати, не поверили, что я — курская певица, посчитали меня москвичкой. Пришлось для убедительности показать свое удостоверение».
         Георгий — имя судьбоносное
Говорила она и о личном. Мужчины с именем Георгий в их семье сыграли решающую роль. Их трое. Красавец-мужчина, грузин Георгий Сванидзе был ее отцом. Девушку из Курска по имени Вера встретил на море и крепко полюбил. Родилось двое детей: сын Вова и дочка Наденька. …А теперь и внучата пошли. Одному из внуков Надежды Георгиевны родители дали имя Георгий. А музыка Свиридова... тоже написана Георгием. Сколько творческой и человеческой радости принесла она ей. Услышав в записи её исполнение «Отчалившей Руси» (запись показал во время встречи со Свиридовым в Москве курский журналист Лариса Тишко), автор сказал: «Это не Образцова. Но поет хорошо. Я рад, что в Курске знают мою музыку».
С мужем Гергием познакомились, казалось бы, случайно. Как оказалось, на всю жизнь. «Мама говорила: он взял меня измором. Я этому рада. Через год будет 40 лет как мы вместе. Муж у меня замечательный. Нашему счастливому союзу способствует то, что с годами мы стали друзьями. Муж — самый лучший мой друг и большой помощник».
Надежда Георгиевна — верный человек в дружбе. С одноклассницей Ириной Мальцевой (ныне — санитарный врач) дружит с первого класса и по сей день. Ирина Викторовна рассказала нам, какой Надя была в школе - «Озорной, очень активной. Мы дружили трое, еще Лариса Лескина, ставшая художником, сейчас живет в Москве. Мама Нади часто приглашала нас к себе на кухню пить чай с пирогами, добросердечно встречала. Нам с Надей всегда интересно. Она — большой эрудит. Хотела спросить сегодня у неё, счастлива ли она в своем творчестве? Но постеснялась. А ответ — очевиден: счастлива!». 34 года дружит Пикуль и с курским поэтом, лауреатом всероссийских конкурсов авторской песни Любовью Петропольской, посвятившей ей мудрые стихи о возрасте.
А еще она верна жанру своего творчества, выбранному раз и навсегда, — академическому пению. И в этом тверда.
         Ответьте, пожалуйста...
Вторая часть проекта — ответы на вопросы. И здесь юбилярша была предельно откровенна. Как любит отдыхать? - «Дома, на диване за книжкой и с вазой яблок. На курорты ездить не люблю». Любимый писатель? - «Тургенев». Какие качества цените в людях? - «Прежде всего верность, профессионализм. Я, честно, не люблю художественную самодеятельность, хотя понимаю, она хороша и должна быть».
Много вопросов задали студенты Курского музыкального колледжа, ЮЗГУ. Они внимательно следили за рассказом, а теперь уточняли: Трудно ли работать академическому певцу с детской аудиторией? Какими качествами личными и профессиональными должен обладать солист филармонии? Что вам приносит в работе радость, что огорчает? Помогает ли чувство юмора в вашей жизни? Как вы относитесь к писателю-однофамильцу?
Отвечала. Детям поет, как взрослым, «максимально хорошо, они бесхитростные и очень честные, дети принимают замечательно». «Солист филармонии должен быть профессионалом, иметь хорошее образование и талант. Зарубить себе на носу: концерт должен состояться при любой погоде. Его невозможно срывать, если он объявлен. Дисциплина и профессиональное отношение к работе — это самое важное». «А как бы мы вообще жили без юмора, если бы его не было. В первую очередь надо к себе относиться с иронией. Как только человек решил, что он уникален и лучше всех, считай, его карьера окончена. И даже, если тебя хвалят в СМИ, всё надо просеивать через сито». «Огорчает меня, когда концертов мало, начинаю скучать. Радует зритель, его аплодисменты, счастливые распахнутые глаза, дружеское ко мне отношение. Храню рисунок девочки, подаренный много лет назад после концерта. Она меня всячески приукрасила, как могла. Трогательный подарок». «К историческим книгам Пикуля отношусь неоднозначно. У него хорошая интрига, сюжетные повороты. Но стиль — не совсем мой».
А в быту что огорчает? - «Наш дом очень старый, признан аварийным. Мы живем на третьем этаже, боюсь, как бы однажды не упал на голову потолок. Крышу много раз латали, укрепляли... Обещают переселить».
Еще вопрос: обучение вокалистов — это не только пение, но и слушание... «...А также — общее развитие интеллекта. Сразу видно во время исполнения солиста «с узким лбом». Себя необходимо беспрерывно образовывать, развиваться всю свою жизнь. Слушать как можно больше вокалистов, особенно итальянцев, это принесет вам большую пользу. Для меня всегда идеалом была Мария Каллас (кстати, сокурсники в Москве между собой звали Пикуль «наша Маша»). Она - «Звезда, сошедшая с небес», - так назывался наш концерт в филармонии, посвященный певице с мировым именем».
Что для вас Свиридов? - «Величайший композитор. Последние его духовные произведения — просто потрясающи. Не просто петь его, он очень сложный. Когда скончался Свиридов, для нас это было большое, личное горе. На 9 дней в филармонии провели концерт памяти. Я никогда не видела в зале столько публики. Боялись, что обвалится балкон. Было грустно. Но когда начинали петь,  такая радость изливалась на сердце!»
После того, как гости буквально «утопили» её в цветах, Надежда Георгиевна раздала всем свою афишу с именными автографами. На память.
Вот такой этот новый проект. Познавательный. Познакомимся?
Людмила КУТЫКИНА.
Фото Александра МАЛАХОВА.
Другие материалы автора
2018-03-28 11:48 0 9
Горловчанка Анна Тув во время военных действий в Донецкой области потеряла мужа и дочь. Ее саму бомбежки сделали инвалидом. Об этом и других ужасах войны на Донбассе молодая женщина неоднократно рассказывала европейскому обществу, а не так давно выступила перед Советом ООН. Но, по иронии судьбы, всей душой ненавидя украинскую власть, она все еще остается гражданкой этой страны. А для получения российского паспорта Анне пришлось доказывать, что ее дедушка и бабушка – куряне.
2018-03-21 10:29 0 8
Стоит только всмотреться внимательней, и ты увидишь, сколько рядом с тобой интересных, просто удивительных людей. В нашем Кореневском районе есть замечательные садоводы, любители разводить птиц и животных различных пород, талантливые самодеятельные артисты. А сегодня я хочу рассказать о двух мастерах своего дела, у которых поистине золотые руки.
2018-03-13 13:52 0 11
«Просто ты в нашу больницу давно не ходила, тут теперь все по-другому! Кабинеты, какие мне были нужны, прошла очень быстро! Не нарадуюсь: очередей почти нет, не то, что раньше. Врачей много молодых! А какие они молодцы: вежливые, внимательные, грамотные!»
Новое на портале
29.03.18 Тихонов Александр
0 3 45
27.03.18 Браткова Татьяна
0 6
26.03.18 Браткова Татьяна
0 7
24.03.18 Браткова Татьяна
0 9 7